История крыпецкого монастыря, О монастыре

Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий мужской монастырь Псковской епархии Московского Патриархата.

 

 Одна из национальных святынь Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь  был основан на древней Псковской земле во второй половине ХУ века. Основал его Прп. Савва, который пришел со Святой горы Афон с образом святого апостола Иоанна Богослова и Сербским Евангелие. Эти святыни сберегаются сейчас в Псковском музее.

Среди непроходимых болот примерно в 25 км от Пскова уединился преподобный Савва, получив на то благословение от св. Ефросина игумена обители Рождества Пресвятой Богородицы, что на Снятой горе в трех верстах от Пскова. На холме рядом с лесным озером была построена  хижина. Здесь преподобный проводил время в молитве и воздержании. Спустя несколько лет к преподобному Савве стали стекаться люди и просили его учредить обитель.

В те времена в Пскове у стен Троицкого собора (на Крому) бурлило псковское вече. Над головами собравшихся возвышалась многоступенчатая «степень» – трибуна со «степенными» посадниками и князем. Однако «нейгодного» князя могли со степени и «сопхнуть»!… (Князь во Пскове не пользовался большой властью: он был военоначальником, а в мирное время вместе с представителями города вершил судебные дела. Княжеская дружина дополняла народное ополчение). Первый каменный  Троицкий собор был возведен в 1138г. и связан с именем кн. Всеволода Гавриловича, изгнанного новгородцами и, в пику им, принятого псковичами.

Хоть времена тогда были суровые, но кража на Крому считалась тяжким преступлением и наряду с государственной изменой каралась смертной казнью. В 1476г. здесь произошла битва псковичей с князем Ярославом Васильевичем Стригой-Оболенским и его людьми, о которой ярко рассказал летописец. Ссора произошла из-за того, что княжной человек взял у ехавшего на Торг псковитянина «наручье» капусты для княжного барана. Ярослава псковичи не любили, говорили о нем, что князь «злосерд», «на пскович не люб». Он стеснял псковские свободы в пользу Москвы, не забывая о собственной выгоде.

Явившись на княжение во Псков,  Ярослав потребовал увеличения своих доходов. Псковичи не соглашались и отрядили в Москву двух посадников, снабдив их грамотами, в которых были записаны древние права вечевого города. Иван 111 (1462-1505) не признал эти грамоты, сказав, что «то грамоты не самих князей великих». Псковичам пришлось уступить. Назрело недовольство.

Княжьи люди пустили в ход оружие, «чего  и искони во Пскове… не бывало, и расперечишася с людьми на князи дворе, с пьяными князодворцы, и се почаше битися…».[1] Князь  известен так же подменой «смердьей грамоты» (грамоты определяющей статус смердов) в ларе Троицкого собора .

Образ недоброго князя Ярослава и его княгини отражен в одном из 22 –х житийных клейм на иконе из КРЫПЕЦКОГО монастыря, написанной в начале ХУ1 веке. На иконе изображен Иоанн Богослов, святитель Савва 1 архиепископ Сербский, преподобный Ефросин  Псковский и  преподобный Савва Крыпецкий. На этой иконе святой Савва Крыпецкий изображен высокого роста, с седой круглой, но не длинной бородой.  Сейчас икона возвращена монастырю и находится в храме Иоанна Богослова.

А история монастыря гласит о чуде исцеления жены псковского князя Ярослава Оболенского по молитве братии монастыря во главе с преподобным Саввой. В свой монастырь преподобный Савва не впускал женщин, охраняя строгий монастырский устав и молитвенную жизнь насельников. Для встречи преподобного Саввы с княгиней была построена трехкилометровая гать через болота – «Ярославов мост». Тогда же в 1487 году, князь даровал преподобному крестную грамоту на землю с уставом монастырского строения. Скончался Савва 28 августа (по ст.ст.) в 1495 году.

Через 60 лет, когда на месте деревянной церкви стали возводить каменную, монастырскому священнику Исайе случилось видение, в котором  преподобный указал место, где покоятся его останки. В Москве на Макарьевских соборах 1547-1549 годов, преподобного Савву причислили к лику святых.

Позднее Ярослав снова княжил во Пскове, но во времена мора преставился с княгинею и положены они у св. Иоанна в Завеличье.

В 1581 году, в царствование Иоанна Грозного, монастырь подвергся нашествию польской рати короля Стефана Батория. Братия перебралась под защиту стен Псковского Кремля, оставив одного монаха Иоанна. Он и рассказал позднее о чудесном появлении вооруженных с головы до ног воинов в момент, когда поляки зашли на территорию монастыря, чтобы его поджечь. Пораженный чудом Стефан Баторий отпустил всех пленников и отвел свое войско.

Из стен Крыпецкого монастыря вышел ряд подвижников благочестия Русской земли. Среди них: основатель Богоявленской Столобенской пустыни преподобный Нил; старец Никандр Псковский Пустынножитель; иеромонах Варлаам, составитель жития и службы святому Савве.

В ХУ11в. В Крыпецком монастыре принял монашеский постриг под именем Антоний государственный деятель, боярин Афанасий Ордин-Нащокин.

В монастыре в Х1Х веке трудился ученый, археолог, историк, писатель – просвещенный архипастырь  митрополит Евгений (Болховитинов). При нем обитель была перестроена и благоукрашена.

Жил в монастыре во второй половине Х1Х века подвижник, Христа ради юродивый монах Корнилий  Крыпецкий чудотворец.  Старец еще за 17 лет до казни царской  семьи предвидел: «Не будет у нас царя! Сменят его как плохого хозяина». Отец Корнилий предсказал и день своей кончины (23 декабря 1903г.) и то, что положат его не по чину Православной церкви, а головой на север. «Похоронят меня, вся Россия заплачет», – говорил блаженный Корнилий, – «когда обретут останки и переложат – окончатся бедствия России». Обретение мощей отца Корнилия Крыпецкого произошло 22 июля 1997г. Останки о. Корнилия поместили в раку и перенесли в храм, а в 1999г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием 11 было благословлено прославление монаха Корнилия как местночтимого преподобного Псковской епархии.

В 1923 г. Псковский губисполком принимает решение о закрытии Крыпецкого монастыря. Монастырь сильно пострадал еще до войны. Разрушены были храмы и стены монастыря. Известный псковский историк и архитектор Е.Н. Морозкина приняла активное участие во включении комплекса монастыря в состав памятников республиканского значения. В конце 50-х годов ХХ века, посетив Крыпецы, она писала: «Теперь вместо сокровищ здесь сохраняются драгоценный покой и вдохновенная тишина. Они не только в удалении от мира – они заключены в самой архитектуре, в том, что в ней нет ничего резкого, даже пяты свода не найдешь: стена переходит в него постепенно. Они –  в этом контрасте мягкого света внутри и яркого блеска снаружи. Высота свода соответствует размерам человеческого тела, и здесь необыкновенно хорошо себя чувствуешь». Тогда были начаты первые реставрационные работы под руководством Б.С. Скобельцина, которые не были завершены.

Собор Св. Иоанна Богослова построен игуменом Феоктистом в 1555-1557гг., вскоре после прославления в лике святых основателя обители. Одноглавый на высоком подклете, с крестовым сводом собор построен из местного камня в характерном для Пскова стиле. Южный придел был освящен во имя св. Саввы, архиепископа Сербского (память 12 января, 30 августа). В подклете под этим приделом, в описи 1764г. упоминается часовня над мощами преп. Саввы Крыпецкого. «Мощи Преподобного почивают под спудом в его же храме, в стене под жертвенником».[2] В 1820-1822гг. нижний этаж был перестроен, с северной стороны освящен придел свв. пяти мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста.  В ХХ веке в верхнем храме с севера и слева при входе в нижний храм находилась ризница и библиотека.

Древняя галерея соединяла собор с колокольней, где существовала домовая настоятельская (ранее трапезная) теплая церковь Успения Пресвятой Богородицы (построена в 1586-1587гг.). Над ней в третьем ярусе колокольни находилась церковь св. Иоанна Лествичника. Верхний ярус со шпилем и колоколами был надстроен в 1820г. На колокольне, кроме восьми колоколов больших (самый большой 69 пудов, отлит в 1695г.) и двух поменьше (отлитых в 1559 и 1577гг.) были «железные русские часы».

В 1855г. над главной святыней обители – мощами преп. Саввы была устроена серебряная рака. В 1864-1865гг. монастырь был обнесен кирпичной оградой с тремя башнями. Вне стены находилось кладбище, дом для богомольцев, хозяйственные постройки, сады и огороды.

Чудесным был всегда источник преп. Саввы, «на ручье, текущем из Большого озера, с южной стороны монастыря есть «Копанец» – пруд, специально вырытый, именуется Святым озером. Вода золотистая, как вино, словно собрала в себя солнечный свет», – пишет Е.Н. Морозкина.[3]

Не прекращался поток богомольцев к мощам преподобных Саввы  и Корнилия и в более поздние времена запустения. Окунуться в источник целебной воды, взять с собой в обратную дорогу святой его воды приходили люди из дальних деревень. Монастырь стоял среди леса и дороги к нему не было.

В 1990г. Крыпецкий монастырь, его поросшие травой развалины храмов и колокольни передали Псковской епархии. Возглавил долгий путь восстановления монастыря игумен Дамаскин (Сахнюк, день памяти 29 ноября). Будучи рукоположен в дьяконы, а впоследствии пострижен в монашеский чин настоятелем Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандритом Алипием, через некоторое время по воле Божией был направлен на службу в приходские храмы. О. Дамаскин вспоминал: «Один Бог знает как я устал от мытарств, когда тобою руководит не духовное лицо, а староста храма. За его спиной стоит управляющий по делам религии и тоже руководит. Причем руководит тем, в чем совершенно не разбирается. Почему длинные службы? Зачем так долго исповедуешь?»[4]

В 1990г. отец Дамаскин пришел с молитвой просить благословения у Псковского Владыки – Архиепископа Владимира (Котлярова). Владыка спросил: «Вы представляете, чего это будет вам стоить? А справитесь ли вы?»

С Божией помощью и молитвами Владыки, с молитвой и крепкой верой в устройство Крыпецкой обители о. Дамаскина его многочисленные духовные чада, послушники, трудники и монахи поднимали из руин храмы. Шло строительство домов и стен монастыря, распахивалась целина под огороды, разводили скот и сажали сады. Отец Дамаскин сам умел класть печи, строить дома, водить самосвал, а еще игумен умел петь «Херувимскую» на Литургии так, как никто другой!

В 1995 году в нижнем подклете храма Иоанна Богослова прошло торжество – 500 лет со дня преставления преподобного Саввы. На Божественной Литургии присутствовал Высокопреосвященнейший Евсевий, архиепископ Псковский и Великолукский. Эта архиерейская служба стала началом монашеской жизни монастыря.

Впервые мне привелось посетить монастырь в 1998 году, зимой. Мы приехали проведать своего дальнего родственника, пришедшего работать во Славу Божию в Крыпецкий монастырь. Очень непонятной была жизнь монахов и трудников для нас. Как обращаться, о чем разговаривать, что одеть в монастыре, как молиться, как здороваться – все было другим, не похожим на наши мирские привычки. Постепенно раз за разом, приезжая в Крыпецы мы постигали духовный смысл монашеского делания и  благодать святого места. Тишина ума, мирная и трудовая жизнь этого места приносила радость и давала силы на жизнь после отъезда домой.

Однажды в Псковском музее мы увидели Синодик Крыпецкого монастыря, он читался с 1719 г. до прекращения деятельности монастыря после революции в 1923 г. Вновь чтение Синодика благословил игумен Дамаскин  на Пасху Господню в 2000 году. Я обратилась к настоятелю за разрешением посмотреть чьи имена он хранит и по благословению настоятеля открылись переписанные от руки списки имен, а иногда и  фамилии родов, чью память и поныне хранит святое место и Православная церковь. По существу перед нами раскрывается особая история духовного подвига и участия в жизни  монастыря многих и многих светских и духовных лиц.

Ранее чтение Синодиков было самым почетным послушанием, на которое не каждый мог получить благословение. Для поминовения родов в Синодиках люди должны были внести в монастырь за усопших дары или поминаемые чем-то отличились для жителей города, княжества или России в своих деяниях.

В Синодике упомянуты священнослужители и монахи Крыпецкого монастыря, Цари и Царицы, Великие князья и княгини, родовитые бояре и члены их семей, купцы, крестьяне и простые скотники. Особое внимание обращает на себя в Синодике поименное поминовение с молитвой тех, кто погиб на стенах Псковского Кремля при его осаде войсками Стефана Батория в  1582г. и шведского короля Густава в 1615г.

В Синодике мне встретились уже знакомые имена – бояр Ордыных-Нащокиных и графов Сиверсов.

Обратившись к архивам, историческим исследованиям, отчетам о путешествиях и  литературным источникам ХУ11-ХХвв. после возвращения  домой  многое раскрылось нам по-новому в истории монашествовавших в Крыпецах. К.М. Бороздин в «Опыте исторического родословия дворян Нащокиных» раскрыл историю рода Государева думного дворянина Богдана Ивановича Ордын-Нащокина и рода Боярыни Прасковьи Борисовны Нащокиной.

Род этот прославил Афанасий Лаврентьевич Ордын-Нащокин (1605-1680) один их самых образованных государственных деятелей при дворе Алексея Михайловича Романова. А.Л. Ордын-Нащокин в 1665-1666гг. был воеводою в Пскове, прославился же как дипломат в польских вопросах и заключил Андрусовский мир, по которому Россия возвращала себе Смоленск, Чернигов и получала Левобережную Украину с Киевом. Незаурядный экономист он способствовал строительству мануфактур и заводов, впервые организовал международную и регулярную почтовую связь, с его именем связано распространение садоводства в России и многое другое.

В 1672г. он удаляется от мирских дел в Крыпецкий монастырь и принимает монашеский постриг под именем Антоний. На первый взгляд для светского человека окончание жизненного пути государственного деятеля простым монахом может рассматриваться как поражение, но со стороны духовного рассуждения крыпецкое монашество – знак высшей оценки и вечной памяти духовного достояния этой одаренной личности. «Блажен, кого Ты избрал и приблизил» (Пс. 64, 5).

Еще один прославленный насельник Саввы – Крыпецкого монастыря происходил из рода графов Сиверсов. Он пришел из Питера в монастырь накануне революции после встречи с двумя монахами – Протасием и Гервасием. Они пригласили молодого человека с собой в обитель, где Эдуард (в крещении Сергий) получил послушание и позднее принял монашеский постриг. Его жизнь – это поистине удивительная история духовного подвига и пример преодоления бесчеловечных условий послереволюционного периода в истории нашей страны. Сегодня имя иеросхимонаха Сампсона (графа Сиверса) чтит вся Русская Православная церковь, его письма к духовным чадам (нашим современникам) и наставления в жизненном пути представляют очень глубокое понимание смысла жизни человека и путей просветления его души. Вот слова его воспоминаний о монастыре: «Маленькая  такая, уютная-уютная обитель. Посередине обители кирпичный храм с одним приделом. По стенам – деревянные строения: баня, прачечная, трапезная, покои игумена, братский корпус, амбары, где хранилось все богатство, которое давала нам земля, чтобы прокормиться. Скотный двор – за оградой, отдельно по всему монастырю могилы и надписи: «схимник такой-то…». Схимники лежат… Оказывается – все это непокорные бояре, которых Иван Грозный насильно постригал, и здесь они умерли. Так много их было».

Из более поздних воспоминаний старца Сампсона об укладе монастыря в предреволюционные годы: «С утра до 5 часов, до выхода на работу, в трапезной читали утреннее правило. Вся братия, кроме старцев, которые были неспособны читать. Схимники были. Отшельники были! Интересная братия была. Молодых не было. Там было 3-4 человека с Афона – за участие в ереси «имябожников». Их лишили сана, и они были под запрещением, на общих работах наравне со всеми. Братию впоследствии частью погубили, частью расстреляли, часть разбежалась. Там их много погибло. «Имябожников» Афон выгнал из Пантелеймонова. Они придумали, что, произнося имя «Иисус», мы соединяемся с Самим Господом, поэтому не надо никакого причастия, никакой исповеди, никаких таинств. Такая прелесть (уклонение от истины)…. Литургию служили три старичка: двое пели, а один служил – не способные ни к каким работам. Бывает даже повар бросает чистить картошку и идет петь на клирос и читать часы, потому что все на работе… А какие синодики там! О, это книги, а не синодики. И все прочитывалось за каждой литургией: за благодетелей и строителей за сотни лет, со времен Ивана Грозного, и все эти бояре, все были там. Они любовно читают их, полуслепые, с катарактами. И горе, если он «как-то» прочтет! Недопустимо!          Проскомидия была у Саввы Крыпецкого  три часа. А гласное поминание было только новопреставленных, а в воскресенье и в Господские праздники «со святыми» не пелось. Там был строгий устав».

В 1919 г. раненый и чудом не расстрелянный (тогда еще инок Александр) был спасен монахами Крыпецкого монастыря Мардарием и Власием для будущих подвигов во Славу Божию.

В Иоанно-Богосвловском Крыпецком  монастыре жил и работал Митрополит Евгений (Болховитинов). В 1822 году Владыка Евгений написал ряд работ по истории Псковского края, подготовил свод Псковских летописей, издал отдельными брошюрами описания Снетогорского, Крыпецкого, Святогорского, Иоанно-Предтеченского монастырей и  Никандровой пустыни. Деятельность Митрополита Евгения – члена Российской Академии, Общества Истории и Древностей Российских, друга Г.Р. Державина в Пскове и в Киеве, куда он был позднее направлен, может стать примером для наших современников. Сам Владыка в одном из писем заметил:  «Недостаточно образованны те, которые не знают своего родного: не следует пренебрегать малым, без которого великое не может быть совершено».

Жизнь монастыря сегодня следует  своему Уставу, наместник иеромонах Всеволод старается через любовь наставлять братию,  приходящих трудников и приезжающих паломников. По-прежнему монашеское правило начинается в 5:30, переходя в Литургию. Работа от зари до зари, ее много в монастыре, необходимо накормить не только своих, но и всех, кто пришел в монастырь.       У Крыпецкого монастыря есть подворье в Пскове, находится оно на бывшей территории самого древнего – Иоанно – Предтеченского монастыря (13 век), где восстановлен прекрасный храм Рождества Иоанна Предтечи и дом настоятеля. Здесь паломники могут помолиться и передохнуть.

Странноприимство, которое на Руси всегда было обязанностью христианина, сегодня в миру – редкое явление. В монастырях это правило, хотя я встречала исключения (два монастыря в Республике Коми Михайло-Архангельский мужской в Усть-Выми и женский в селе Ыб) не впускали на свою территорию. Иногда еще можно услышать рассуждения такого толка, что: «В монахи уходят слабые люди, пусть они попробуют в миру нести свой крест!» Я же скажу в ответ: «Какая Благодать дана людям, знающим дорогу в монастырь; дорогу для трудничества, молитвы и молчания, которое очищает сердце».

Автор – Кирова Марина Сергеевна.

Список  литературы

 

1.     Лествичник Иоанн, преподобный. Лествица. – М.: Сибирская Благозвонница, 2013. – 573с.

2.     Закон Божий. Для семьи и школы.- Изд. Репринтное, 1957.

3.     Свт. Феофан (Говоров). Что такое христианская жизнь и как на нее настроиться? СПб., 1991

4.     Псковские летописи. Т.11.с.204 – 205

5.     Уминский А., протоиерей. Божественная Литургия: Объяснение смысла, значения, содержания. – М.: Никея, 2012. – 160с.

6.     Бороздин К.М. Опыт исторического родословия  бояр Нащокиных. –  Спб, 1841.

7.     Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли.– М., 1991. – 624с.

8.     Крыпецкая обитель. –Изд. 2-ое, доп., 2002. –136 с.

9.     Крыпецкая обитель. Святые подвижники благочестия Крыпецкого монастыря. История обители. – Псков, 2010. – 496с.

10.   Морозкина Е.Н. Затерянный мир забытого монастыря /сб. Псковская земля. – М.: Искусство, 1986

11.   Морозкина Е. Щит и зодчий. Путеводитель по древнему Пскову.- Псков: Отчина, 1994. – 132с.

12.   Степанов Ю. От Трувора до наших дней. Календарь Псковской истории.- Псков, 2002. – 104 с.

13.   Собор Рождества Иоанна Предтечи Х11 век., 2007. – 30с.

 

[1] См.: Псковские летописи.Т.11.с.204 – 205

[2] См.: Клировая ведомость 1921г. – Гос. Архив Псковской области, Великолукский филиал.

[3] См.: Морозкина Е.Н. Затерянный мир забытого монастыря /сб. Псковская земля. – М.: Искусство, 1986

[4] См.: Крыпецкая обитель. –Изд. 2-ое, доп., 2002. – с.122-123