Накануне воскресного дня 30 марта братия Крыпецкого монастыря с паломниками и трудниками совершили всенощное бдение в храме Успения Божией Матери.
Воскресная служба проходила совместно со службой святителю Григорию Паламе.
Утром в 8 часов утра в воскресенье 31 марта желающие исповедались.
После воскресного праздничного звона в 10 часов утра началась Божественная Литургия, сопровождаемая пением монашеского хора.
Седмичный священник произнес проповедь на воскресное евангельское чтение об исцелении расслабенного и память святителя Григория Паламы.
В Синаксаре, который по Уставу положено читать на шестой песне канона, были описаны труды и подвиги святителя Григория Паламы в борьбе с лжеучением Варлаама.
Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья будущего святителя нашла приют при дворе императора Андроника II Палеолога в Константинополе. Император, после кончины отца Григория, ставшего крупным сановником при дворе, принял непосредственное участие в воспитании и образовании мальчика. Прилежный и талантливый юноша получил самое лучшее по средневековым меркам образование.
Не желая посвящаять свою жизнь государственной службе, юноша удалился в на Святую Гору Афон и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского, принял постриг и начал путь подвижничества.
Спустя десятилетие, стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии, где стал учиться сосредоточенной духовной молитве - умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века. После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками.
Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. "покой", "молчание"), а сами практикующие его стали называться исихастами. За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни. В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь, где тогда же был рукоположен в сан священника.
В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ лавры преподобного Афанасия. В 1333 году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.
В 30-е годы XIV века, на Афоне появился путешествующий образованный монах Варлаам, который на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.

К 1340 году афонские подвижники с участием святителя Григория составили общий ответ на нападки Варлаама - так называемый "Святогорский томос". На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с монахом Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.
Перенеся в последующей своей жизни много испытаний при отстаивании верности своего учения, святитель Григорий Палама мирно преставился ко Господу 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при патриархе Филофее, который написал житие и службу святителю.
К Святому Причастию приступило до 20 человек.
Праздничная служба закончилась чином Панагии и братской трапезой.
Вечером, в 17 часов, в придел преподобного Саввы Крыпецкого пришли братия обители, трудники и паломники, чтобы помолиться на великопостной Пассии.
Митрополичий кафедральный собор в Салониках.
|