Православный календарь
В данном разделе обьявляются праздники и различные мероприятия,которые в ближайшее время пройдут в Крыпецком Монастыре |
Святыни Крыпецкого монастыря |
Собор Рождества Иоанна Предтечи |
Храм Святителя Николая |
История Крыпецкого монастыря |
Фотоальбомы Крыпецкого монастыря Фотоальбомы Крыпецкого монастыря |
Видеозаписи Крыпецкого Монастыря |
Песнопения Крыпецкого монастыря Песнопения Крыпецкого монастыря |
Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника.Престольный праздник. |
Накануне воскресного дня, 25 марта, братия Крыпецкого монастыря с паломниками и трудниками совершили всенощное бдение в Успенском храме. Воскресная служба проходила совместно со службой преподобному Иоанну Лествичнику из Постной Триоди.
В этот воскресный день Великого поста, мы вспоминаем память преподобного Иоанна Лествичника. Святая чадолюбивая Церковь Христова не оставляет ни одного воскресного дня, ни одной недели, чтобы не подготовить нам назидание, вразумление. Так и в этот воскресный день после Крестопоклонной недели, мы вспоминаем память святого Иоанна Лествичника. Сегодня мы слышали Святое Евангелие о том, как Господь, сходя с горы Фавор увидел, как ученики Его не могли исцелить бесноватого отрока, который бесновался в новолуния. Отец отрока, жаловался на то, что он приводил своего сына к ученикам Христа, но они не могли изгнать нечистого духа и избавить больного от болезни. Господь скорбел о неверии людей и отца отрока, считавшего виновными апостолов. На самом деле неверие отца служило препятствием для исцеления его сына. Когда отрок был исцелен, ученики наедине спрашивали Иисуса: «Почему они не могли исцелить отрока, изгнать из этого человека беса?» И Господь ответил: «Сей род изгоняется только постом и молитвой (Мф. 17, 21)». Это указание всем православным христианам как надо действовать, если мы хотим, чтобы Бог услышал наши молитвы, исцелил наши страсти, уврачевал наших близких. Христос дает понять, что недостаточно одного только нашего молитвенного возношения. Через приложение наших личных подвигов, поста, воздержания и молитвы спасается душа от страстей и очищается сердце от всего греховного. И вот этот путь, очищения сердца, предлагает нам преподобный Иоанн Лествичник. Мы знаем, что этот подвижник подвизался в 6 веке, в Иерусалимской церкви, на святой горе Синай, где он с малых лет, с 19-летнего возраста до самой своей кончины подвизался в монашеском чине. 40 лет он подвизался в безмолвии и уединении, среди камней Синайских гор и впоследствии его поставили игуменом Синайского монастыря, где находятся и поныне мощи святой великомученицы Екатерины. Внутри ограды монастыря находится куст, называемый «Неопалимая купина», перед которым святой ветхозаветный пророк Моисей разул свои ноги, потому что увидел явление Бога. Моисей видел горящий куст, который был объят пламенем и не истлевал. На этом святом месте преподобный Иоанн Лествичник принес свои духовные плоды Богу. Мы знаем, что он совершал спасение своей души в строгом безмолвии и уединении. Духовным венцом его подвигов стало великое сокровище для всех христиан Православной Церкви, прежде всего для монахов – труд «Лествица». Перевод с славянского языка на русский «лествица» означает «лестница», которая ведет к Богу. Действительно эта книга является настольной книгой любого человека, который радеет о своем спасении, который старается очистить свое сердце, потому что именно в этой книге сказано, как по ступенькам взойти к духовному совершенству. Тридцать ступенек – тридцать ступеней восхождения к Богу: начало отречения от мира, отречения от различных страстей, удаление от них, насаждение и укрепление в себе добродетелей и таким образом подвижник приближается к Богу. Самое главное - должно быть положено покаяние, нужно изменять свое сердце и когда человек будет меняться, тогда действительно благодать Божья будет приходить в его сердце. Об этом преподобный Иоанн Лествичник пишет в своей книге, и нам, православным христианам, надо понять, что не достаточно того, что мы приходим в храм Божий и предстаем перед Богом, нужно еще принести Богу плод. А плод нужно приносить очищая свое сердце, изгоняя из него все страстное, все греховное, насаждая в нем добродетели, насаждая в нем те состояния, которые угодны Богу. А это прежде всего богомыслие, рассуждение о Слове Божием, о том как нам нужно спасти свою душу. Эти богоспасительные размышления во время Великого Поста наиболее привычны, наиболее угодны Богу и для этого весь круг великопостных богослужений как раз так построен, чтобы расположить к ним. Это и покаянные песнопения, которые поются и бдения и молитвословия, и сегодня мы так же соберемся в этом храме для того, чтоб вспомнить страдания Господа нашего Иисуса Христа для того, чтобы приготовить свое сердце, свою душу для прохождения Страстной седмицы и конечно для встречи Святой Христовой Пасхи. Поэтому, братья и сестры, будем и в этот воскресный день, взирая на образ преподобного Иоанна Лествичника, который для нашей обители является не просто святым, о котором мы знаем и вспоминаем, а у нас находится его храм. В этом Успенском храме, над алтарем Успенского храма, в башне, в нашей колокольне находиться древняя старинная каменная церковь 16 века преподобного Иоанна Лествичника. Эта церковь была личная церковь настоятеля монастыря, у которого были покои в третьем ярусе колокольни. Игумен Крыпецкого монастыря совершал свою молитву за весь монастырь, за всю братию. Эта церковь сохранилась до наших дней. Сейчас службы в ней не проводятся, но иногда мы собираемся, читаем молитвы в частном порядке. Для нас, братия, надо помнить, что преподобный Иоанн Лествичник является руководителем, путеводной звездой, наставником в монашеской жизни Призывая его в теплой молитве, помня о восхождении к Богу согласно «Лествице», каждый день будет нас приближать ко спасению. Прилагая камешек к камешку, тогда, действительно по милости Божьей мы достигнем Царствия Божьего благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь."
Преподобный Иоанн Лествичник подвизался на горе Синае, столь известной по ветхозаветным сказаниям ( Святой Иоанн пришел на Синай 16-ти лет, привлеченный сюда славою иноческого жития Синайских пустынников. О месте происхождения Иоанна не знали даже его современники — жизнеописатели — Сей блаженный Иоанн, когда ему минуло 16 лет возраста телесного, — совершенством же ума он и тогда уже уподоблялся тысячелетнему, — предал себя Великому Архиерею-Богу, как непорочную и добровольную жертву. Тело свое вознес он на Синайскую гору, а душу — на гору небесную; видимо восшед на гору, он приблизился к небесной высоте, умом созерцая Бога невидимого. Устранившись мира, он с самого начала возлюбил украшенную смирением кротость, как начальницу «мысленных отроковицы» Наставником и руководителем преподобного Иоанна — как говорит о том Синхрон — был авва Мартирий. Когда на 20-м году его жизни Мартирий постриг Иоанна в иноческий образ, то авва Стратигий в этот день предсказал о нем, что он будет великим светилом вселенной — что потом и сбылось. Однажды авва Мартирий, с учеником своим Иоанном, пришел к великому Анастасию Синаиту; увидев их, Анастасий сказал авве Мартирию: — Скажи мне, Мартирий, откуда у тебя ученик сей, и кто постриг его в иночество? — Раб он твой, отче, и я постриг его, — отвечал Мартирий. И сказал Анастасий с удивлением: — О авва Мартирий! Ты постриг игумена Синайской горы. В другое время, также взяв с собою сего Иоанна, наставник его авва Мартирий пошел к великому старцу Иоанну Савваиту, который жил тогда в пустыне Гуддийской. Как скоро увидел их старец, встал, налил воды, умыл ноги Иоанну и облобызал руку его; авве же Мартирию не умыл ног. Когда после этого ученик старца Савваита Стефан спросил старца: — Почему ты так сделал, отче? Не учителю, но ученику умыл ноги и руку того целовал? На это старец ответил: — Поверь мне, чадо, что я не знал, кто этот юный инок; принимал же я игумена Синайского, и игумену умыл ноги. Таковы были пророчества святых Синайских отцов о преподобном Иоанне, когда он еще был юным иноком, и они потом сбылись в свое время. В продолжение 19-ти лет преподобный Иоанн совершал подвиг своего спасения в послушании своему духовному отцу, после чего принужден был оставить этот спасительный путь, так как духовный отец его отошел в загробную жизнь. Предпослав его как бы ходатаем и заступником за себя к Небесному Царю, — как пишет о том инок Даниил, — Иоанн ушел на поприще безмолвия, вооружившись молитвами своего наставника, как оружием сильным на разрушение твердынь ( Вкушал он все, что не возбранено иноческим обетом, но вкушал в крайне малой мере. И вкушением всего премудро сокрушал он кичливость, ибо он все ел, чтобы ум не превозносился постничеством, а малостью вкушаемого смирял госпожу и мать сластолюбивых страстей, т.е. объедение, самою скудостью трапезы взывая ей: «Умолкни, перестань» ( Некоторый инок, по имени Моисей, ревнуя добродетельному житию преподобного Иоанна, умолял принять его к себе учеником, чтобы научиться у него истинному любомудрию. В подкрепление своей просьбы, Моисей просил ходатайствовать о нем и некоторых честных старцев; и они умолили преподобного Иоанна принять Моисея к себе в ученики. Однажды преподобный Иоанн велел Моисею с одного места наносить земли для удобрения гряд под овощи. Моисей, пришедши на указанное место, усердно исполнял приказанное. В полдень же, когда настала сильная жара, Моисей, утомившись, лег отдохнуть под один огромный камень и заснул. Но Господь, Которому не угодно, чтобы рабы Его подвергались в чем-либо скорби, по Своему благоутробию сохранил Моисея от внезапной смерти, святого же Иоанна избавил от печали. В то время преподобный Иоанн находился в своей келии, — и вот на него нападает легкая дремота: во сне он видит некоего благолепного мужа, который с упреком сказал Иоанну: — Вот ты, Иоанн, спокойно спишь здесь, а между тем Моисей находится в опасности. Преподобный тотчас встал и начал усердно молиться за своего ученика. Когда затем настал вечер и ученик возвратился с своей работы, то Иоанн спросил его: — Не случилось ли с тобой чего-либо неблагоприятного или неожиданного? Тот ответил: — Когда я в полдень спал под одним большим камнем, то он внезапно упал и задавил бы и меня, если бы я не отбежал поспешно от того места, так как в это самое мгновение мне представилось, что ты, отче, зовешь меня. Смиренномудрый Иоанн прославил благого Бога за это чудесное спасение ученика от смерти, но о видении своем ничего не сказал Моисею. Преподобный Иоанн был образцом добродетели для всех и врачом невидимых болезней. Однажды некоторый брат, по имени Исаакий, был сильно угнетаем блудным бесом. Находясь в глубокой печали, брат тот поспешил прибегнуть к сему великому Иоанну и с горьким плачем и рыданием поведал ему о своей борьбе. Иоанн на это сказал Исаакию: — Станем, друг, оба на молитву! И еще не кончили они своей молитвы и страждущий брат лежал еще, поникши лицом на землю, как уже Бог совершил по желанию угодника Своего, ибо блудный бес отбежал от Исаакия, прогоняемый как бы бичом, молитвами святого Иоанна. Так исполнились слова псалма Давидова:«желание боящихся Его Он исполняет, и молитву их услышит» ( Некоторые из недоброжелателей Иоанна, движимые завистью, называли Иоанна пустословом и лжецом. Он же, образумив их, самым делом всем доказал, что все может (не только словом, но и молчанием пользовать) «в укрепляющем» всех (Иисусе) «Христе» ( Потом все, дивясь его преуспеянию во всем, как некоего новоявленного Моисея, силою возвели Иоанна в должность начальника обители, поставив, таким образом, сей светильник на начальственном свещнике. Приняв игуменство Синайской горы, хотя и против своего желания, Иоанн духом приблизился к горе Божией, воспринял непостижимости Божии и приблизился к Богу чрез восхождение ума и получил Богоначертанный закон; отверз уста свои для принятия слова Божия; привлек к себе дух ( Итак, после сорокалетних иноческих подвигов, Иоанн, будучи 75 лет от рождения своего, избран был игуменом горы Синайской. «И не обманулись добрые ценители, поставив сей светильник на начальственном свещнице», — замечает инок Даниил. Господу угодно было это избрание, что и открылось особым чудесным событием. Один из жизнеописателей, неизвестный по имени, рассказывает, что немного спустя после поставления Иоанна в игумены, пришло к ним в обитель около 600 странников. Когда все странники с синайской братией сели за стол, явился неизвестный распорядитель, одетый в белую тунику, подобную еврейской, и повелительно раздавал приказания служащим при столе. Когда же гости разошлись и сели за трапезу служители, чудного распорядителя уже не было видно. Недоумевающим инокам преподобный Иоанн сказал: — Перестаньте искать: то святой пророк и законодавец Моисей В одно лето в странах палестинских было бездождие и великая засуха. Окрестные жители пришли к преподобному Иоанну, прося его помолиться Богу о ниспослании дождя. И как только помолился преподобный Иоанн, тотчас пошел обильный дождь и, напоив иссохшую землю, сделал ее плодоносной. Когда же приблизилось время кончины святого Иоанна, он благочестно наставил всю братию Синайской обители — этих своих духовных израильтян. В одном только не сделался Иоанн подобным Моисею, ибо преподобный Иоанн вошел душою в горний Иерусалим, тогда как Моисей не достиг телом дольнего Иерусалима Когда же сей новый Моисей, преподобнейший игумен Иоанн, отходил ко Господу, тогда брат его, авва Георгий — Вот оставляешь ты меня и отходишь. А я молился, чтобы ты меня предпослал; потому что без тебя, господин мой, не станет и сил моих пасти твою святую дружину: и вот, напротив того, я предпосылаю тебя. И сказал на это святой авва Иоанн: — Не печалься и не тужи: если обрету дерзновение у Господа, то не допущу и года скончать тебе после меня. Сие и сбылось. Ибо в 10-й месяц по преставлении блаженного Иоанна, и авва Георгий, брат его, отошел ко Господу, предстоять Ему вместе с братом своим преподобным Иоанном во славе святых, прославляя Отца и Сына и Святого Духа во веки. Аминь Святою обителью Синая преподобный Иоанн управлял недолго, не более четырех лет. Но кратковременное управление его Синаем ознаменовалось весьма важным обстоятельством: к этому именно времени относится написание им столь известного и столь замечательного творения, называемого «Лествицей», Повод написания «Лествицы» был следующий Преподобный Иоанн имел настолько скромное о себе мнение, что это послание Раифского игумена смутило его. Преподобный ответил ему также посланием — Получил я, — писал Лествичник, — ко мне, бедному и нищему добродетелями, посланное тобою почтенное твое писание, лучше же сказать предписание и повеление, превышающее силы мои; и я скажу, что если бы не было страха и великой опасности свергнуть с себя иго послушания — этой матери всех добродетелей, то не отважился бы я неразумно на дело, превышающее силы мои. Тебе, чудный отец, надлежало спрашивать о сем и учиться сему у тех, которые хорошо знают это дело; а я состою еще в чине учащихся. Но поелику богоносные отцы наши и истинного ведения таинники поставляют послушание в том, чтобы в делах, превышающих наши силы, несомненно покоряться повелевающим, то смиренно решаюсь на то, что выше меня; со страхом и усердием приступаю к исполнению святого твоего повеления; тебе же, началовождь и чиноначальник учителей, предоставляю украсить, уяснить ею очертание и, как исполнителю скрижалей духовного закона, восполнить недостаточное. Ради тебя приступаю к делу сему, умоляя всех читателей, если, кто увидит в труде моем что-либо полезное, плод сего с благодарностью вменить превосходному нашему начальнику, а мне испросить у Бога воздаяние за одно исполнение труда, потому что и Бог вознаграждает не за множество даров и трудов, а за многое усердие. По сему-то поводу и явилось творение преподобного Иоанна, называемое «Лествицею». Сочинение преподобного Иоанна названо «Лествицею» потому, что святой Иоанн Раифский желал получить именно такое руководство в духовной жизни, которое представляло бы как бы лествицу утверждений, которая желающих возводит до небесных врат целыми и невредимыми, так и по мысли самого ее составителя. «По мере скудного ведения, какое дано мне, — пишет святой Иоанн, — соорудил я лествицу восхождения. После этого пусть каждый смотрит сам, на какой он стал ступени» «Лествица», хотя и написана собственно для иноков и потому всегда была настольною книгою для иноков, живущих в общежитии, и отцы иноческой жизни, между прочим, Феодор Студит, Иосиф Волоколамский и другие, ссылались в своих наставлениях на «Лествицу», как на лучшую книгу, — тем не менее в ней может найти спасительное руководство и христианин, живущий в мире. Первою ступенью лествицы поставляется отречение от земных пристрастий, а на самой высоте ее указывается союз трех добродетелей — веры, надежды и любви. Чтобы ознакомиться с наставлениями Иоанна Лествичника, выслушаем наставление его о тщеславии. — Тщеславие выказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь, — благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побуждаюсь любочестием, и переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану? Попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу? Опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно все станет спицами кверху. Тщеславный есть идолопоклонник христианский. На взгляд он чтит Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу… «Ублажающий нас прельщает нас», — говорит пророк ( Вообще «Лествица» святого Иоанна отличается глубокой духовной опытностью, с которой соединено глубокое знание священного писания. Редкую мысль высказывает Лествичник без того, чтобы не осветить ее прямым или косвенным указанием на святое Писание. Сочинение Иоанна написано языком простым, но чистым и живым, — в немногих словах выражает многое, и потому полно силы. Потому-то «Лествица» святого Иоанна и была всегда настольною книгою для иноков, живущих в общежитии.
Крыпецкий монастырь - одна из немногих обителей, которая имеет в колокольне храм преподобного Иоанна Лествичника. Такой храм есть на Синайской Горе, в Московском Кремле и в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Праздничная служба закончилась праздничным молебном, чином Панагии и братской трапезой.
Вечером, в 16 часов, в Успенский храм пришли братия обители, трудники и паломники, чтобы помолиться на великопостной Пассии.
Храм преподобного Иоанна Лествичника в Крыпецком монастыре.
|