Жизниописания, Подвижники благочестия

Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин

 

А.Л. Ордин-НащокинАфанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин в миру был одним из самых образованных при царе Алексее Михайловиче государственных деятелей, реформатором, государевым любимцем.

Родился Афанасий около 1605 – 1607 года в семье мелкопоместного дворянина Лаврентия Денисовича Ордин-Нащокина, служившего по псковскому списку служивых людей в приграничном городке – крепости Опочка.

У Нащокиных давние связи с Псковской землей, их предок боярин Дмитрий Дмитриевич служил в XIV веке у великого тверского князя Александра Михайловича, бывшего около 10 лет псковским князем. Дмитрий был прозван «Нащока» после битвы с ордынским Чоа-ханом (Щелканом) в 1327 году, когда получил сабельный удар по щеке. Нащокины упоминаются в писцовой книге города Опочки в 1585 – 1587 годах и через 100 лет в «Росписи Опочецкого уезда…» (1686 г.).

Детство Афанасия прошло в Смутное время Лжедимитриев и нашествия польско-литовских войск. Это оставило глубокий след в его сознании и сделало убежденным сторонником абсолютной монархии. С ранних лет проявилась его любознательность и тяга к учению, поддержанная отцом. Афанасий получил редкое для того времени образование. Кроме русской грамоты он обучался латвийскому, немецкому и польскому языкам, изучил математику и риторику. Любовь к чтению сохранилась у него на всю жизнь. Будучи боярином, он выписывал из Западной Европы книги на латинском языке, имел личную библиотеку и архив, в 15 лет «Афонка» в Пскове был записан в «полковую службу» как сын боярский (низший чин мелкопоместных дворян городового списка) из Опочки.

В середине 1630-х годов Афанасий женится и перебирается в Псков, где с выгодой ведет торговые дела. Ордин-Нащокин начал свою блестящую дипломатическую и административную деятельность еще при царе Михаиле Федоровиче.

В 1642 году он ездил на шведскую границу для осмотра и исправления пограничной линии по рекам Меузице и Пижве и для принятия Столбовского договора пограничных земель, неправильно захваченных шведами. Уже тогда о нем говорили в Москве, что он знает «немецкое дело и немецкие нравы».

В 1650 году во время псковского бунта Ордин-Нащокин обратил на себя внимание царя Алексея Михайловича своею распорядительностью. С открытием шведской войны он, будучи воеводой, показал себя отличным полководцем и дипломатом: настаивая на полном преобразовании войска и замене дворянской конницы «новыми конными и пешими полками», убедил курляндского герцога Иакова признать покровительство России и заключил с ним договор в 1658 году. Ордин-Нащокин за «радение о делах» был пожалован в думные дворяне и сделан шацким наместником. Высоко ценивший его службу царь Алексей Михайлович писал ему: «а служба твоя забвенна николи не будет». Почти единоличными трудами Ордина-Нащокина было заключено Валиесарское перемирие, сохранившее за Россией все завоевания в Ливонии и обеспечившее ей временный выход к Балтийскому морю.

Важнейшим делом Ордина-Нащокина было заключение Андрусовского мира 3 января 1667 года, который даже поляки приписывали уму и стараниям Ордина-Нащокина. По этому миру Россия возвращала себе Смоленск и Чернигов и получала Левобережную Украину с Киевом. «Гремевшая в Европе слава тринадцатилетнего перемирия, которого желали все христианские державы, – говорит один современник-поляк, – воздвигает Нащокину благороднейший памятник в сердцах потомков». Он был пожалован званием ближнего боярина и дворецкого и получил в управление посольский приказ с титулом «царственный большия печати и государственных великих посольских дел сберегателя», то есть главы правительства – канцлера Российского государства.

Ордин-Нащокин в 1665 – 1666 годах воеводою в Пскове, ввел городское самоуправление и выборное начало, допустил беспошлинную торговлю с иностранцами, устроил торговые компании.

Незаурядный экономист, Ордин-Нащокин разработал «Новоторговый устав» и Устав торговли, установил заграничный денежный курс для России, способствовал строительству мануфактур и заводов, впервые организовал международную и регулярную почтовую связь, сделал безопасным путь в Москву для среднеазиатских купцов, завел газету «Куранты». С его именем связано распространение и улучшение садоводства в России и устройство кораблей на Западной Двине и Волге. Он нередко говаривал: «Учиться доброму неплохо и у своих врагов».

Видимо, земная слава тяготила ближнего боярина. Когда в 1672 году на его государственный пост был назначен Матвеев А.С., Ордин-Нащокин удаляется от мирских дел в Крыпецкий монастырь и 21 февраля того же года принимает постриг в монашество с именем Антоний.

Лишь однажды, в 1679 году, его тревожат светским делом – переговорами с польскими послами. Монах Антоний много занимался благотворительностью, на его средства была устроена больница в Пскове. Свой монашеский и жизненный путь он мирно окончил в 1680 году.

Заметный след оставил в истории Русской Церкви ближний боярин Афанасий Лаврентьевич (в последние годы жизни Крыпецкий монах Антоний) своими неустанными усилиями по преодолению личностного конфликта между царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном.

Ордин-Нащокин был сторонником возвращения на Патриарший престол Святейшего Никона (Минина) и воссоздания, таким образом, гармоничной симфонии царской и патриаршей власти, которая оказалась столь благотворна для России в первой трети XVII века в бытность царя Михаила Федоровича и Патриарха Филарета (Романова). Издавна отмечено парадоксальное сходство судеб этих двух великих современников – ярчайших национальных деятелей своей эпохи. Оба они – и Патриарх Никон, и боярин Афанасий – поднялись к высшей власти благодаря редчайшей одаренности и многогранным личностным способностям. Оба известны общим стремлением в союзе с Польшей повернуть внешнюю политику России против Швеции, в чем предвосхитили внешнеполитические приоритеты Петра Великого. Оба из-за неродовитости своей подверглись непримиримой вражде и даже преследованиям со стороны старомосковской знати. Оба завершили служение Отечеству и скончали свой жизненный путь простыми монахами в отдаленных от сердца России монастырях.

Ныне боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин известен серьезным, подробным планом преобразований во всех областях государственной жизни, столь необходимых России, входящей в новую историю века XVIII.

Разработанный под руководством боярина Афанасия Ордин-Нащокина план государственных преобразований был основательно продуман в своей стратегии и тактике, и способствовал бы достижению быстрого расцвета материальной культуры, восприятию достижений науки и техники западной цивилизации, созданию сильной армии и флота, качественной системы народного образования – при этом бережно сохраняя в целости духовные ценности, государственный строй, самобытный уклад и национальный облик России. Словом, полностью соответствовал идеалам Святой Руси и сохранял в неприкосновенности – без революционных повреждений и искажений – все черты Богохранимого святорусского бытия.

Любятовский Никольский храм, ПсковВ Крыпецкой обители новопостриженный монах Антоний прожил недолго – не более лета. Боголюбивый владыка Арсений, архиепископПсковский и Изборский тех лет, был хорошо знаком и духовно близок с благочестивым боярином Ордином-Нащокиным еще со времен воеводства последнего в Пскове в 1665 – 1666 годах. Потому, вскоре по принятию им монашеского пострига в Крыпецком монастыре, владыка Арсений пригласил монаха Антония в Псков и поставил его монахом-строителем (управляющим) небольшого псковского Никольского монастыря в Любятово, где часто бывал и сам, ценя духовное общение с таким замечательным государственным деятелем в простом монашеском облачении.

От руки Высокопреосвященного архипастыря монах Антоний в свое время – около 1675 года – принял и постриг в великую схиму. И после многих дел благотворения и храмоздательства в Пскове схимонах Антоний опочил в 1680 году и был погребен владыкой Арсением в Любятовском Никольском храме.

Окончание жизненного пути государственного деятеля в монашеском сословии мнится «жизненным поражением» разве что людям, глубоко чуждым Церкви Христовой и духу Православия. Для каждого из тех, в ком «плоти нашея мудрование» не угасило вконец отсветы духовного разумения, крыпецкое монашество Ордина-Нащокина не что иное, как знак высшей оценки и вечного избрания Самим Господом драгоценного духовного достояния этой удивительной личности.

«Блажен, его же избрал и приял еси, Господи. Память его в род и род».

 

Составлено по: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1890 – 1907;

Во славу России. Псков, 2003.

 

 

"Тысячелетие России"

«Тысячелетие России» – памятник в Новгороде. 

Среди изображенных А.Л. Ордин-Нащокин.

Фото. Начало XX века

А.Л. Ордын-Нащокин на русской почтовой марке.

А.Л. Ордын-Нащокин на блоке «100 лет русской почтовой марки». 1958

Блок "100 лет русской почтовой марке"