Владыка Евгений (в миру Евфимий Алексеевич Болховитинов) был образованнейшим человеком своего времени, литератором, историком, археологом, всю жизнь посвятившим собиранию, изучению и сохранению памятников отечественной культуры, автором первого наиболее полного описания Крыпецкого монастыря.
Родился Болховитинов 18 декабря 1767 года в Воронеже в семье бедного священника. В 10 лет осиротел. Учеба в Воронежской Духовной семинарии, затем в Московском университете, близкое знакомство с деятельностью кружка известного просветителя Н.И. Новикова – все это развило в молодом человеке интерес к отечественной истории, к историческим исследованиям и литературной деятельности.
По окончании академического курса Болховитинов вернулся в родной город, стал преподавателем, а затем и ректором Духовной семинарии. Он составляет «Полное описание жизни преосвященного Тихона [Задонского]» и «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии».
Потеряв в 1800 году жену и детей, Евфимий переезжает в С.-Петербург и принимает постриг в монашество с именем Евгений. Занимая должность префекта С.-Петербургской Духовной академии, учителя философии и красноречия, Болховитинов пишет исследование о папской власти, разрушившее замыслы иезуитов о воссоединении Православной Церкви с католиками, и труд о духоборах. Тогда же он начинает «Историю Российской иерархии» и «Словарь российских писателей», работа над которыми продолжалась всю его жизнь.
В 1804 году Болховитинов хиротонисан в епископский сан. Он на Новгородском викариатстве.
С 1809 года, будучи Вологодским владыкой, Преосвященный Евгений написал несколько работ по истории этих земель. В их числе «Описание монастырей Вологодской епархии», «Историческое сведение о Вологодской епархии…».
В 1813 году Владыка Евгений епископствует в Калуге, а в 1816 году назначается на Псковскую кафедру. Он останавливается в Снетогорском монастыре.
Высокопреосвященнейший Евгений постоянно разыскивал заброшенные архивы, организовывал их разбор, посещал древлехранилищагражданских учреждений, церквей, монастырей, частных поместий, библиотеки, составлял описи, производил многочисленные выписки из древних законодательных актов, летописей, старался почерпнуть исторические сведения из былин и легенд, из топонимики. Он осматривал старинные здания, разбирал древние надписи, производил обмеры развалин и доступные его силам раскопки. В частности, при земляных работах им были открыты древние псковские мостовые, что давало основания для суждений о характере планировки и застройки древнего периода. В его дом разного рода материалы доставляли возами. Частые перемещения с кафедры на кафедру, как пишет В. Боцяновский, как будто даже помогали ему работать.
Владыкой Евгением был написан и ряд работ, посвященных Псковскому краю. До 1822 года он подготовил свод Псковских летописей, список псковских грамот, летопись древнего княжеского города Изборска, начал работу по составлению «Истории княжества Псковского», для чего были привлечены не только русские летописи, но и лифляндские, эстляндские и курляндские, а также полученные с помощью графа Н.П. Румянцева немецкие источники.
Завершенная вчерне уже в 1818 году «История» была издана лишь в 1831 году в Киеве. В 1821 году в Дерпте было издано «Описание Псково-Печерского первоклассного монастыря» и отдельными брошюрами – описания Снетогорского, Крыпецкого, Святогорского, Никандровой пустыни и Иоанно-Предтеченского монастырей.
Особую заботу он проявляет о Крыпецкой обители. Желая жить при монастыре, владыка Евгений руководит строительством двухэтажного
каменного дома в ограде. При нем колокольня надстраивается пятым ярусом в виде барабана для подвески колоколов и на манер Петропавловской крепости в С.‑Петербурге украшается высоким шпилем. Производится и ремонт собора святого Иоанна Богослова: своды нижней церкви опущены, столбы вновь заменены арками. В 1822 году в нижнем подклете собора рядом с приделом Саввы Крыпецкого был освящен придел Пяточисленных мучеников. Столь редкое освящение престола во имя мучеников, пострадавших в VI веке (память 13 декабря/ 26 декабря), объясняется тем, что один из них – святой Евгений – был небесным покровителем владыки.
Освященный им 8 сентября 1820 года антиминс в 1870 году был заменен новым и положен в ризницу «в незабвенную память благодетеля Крыпецкой обители».
Владыка Евгений был первым серьезным автором, занявшимся изучением прошлого Пскова. Поколения дореволюционных ученых обращались к его трудам как к наиболее полному и подробному изложению псковской истории.
Все его работы проникнуты неподдельной симпатией к древнему городу, к его героическому прошлому. В Пскове архиепископ Евгений стремился восстановить древние обычаи, возбудить благоговение к местным святыням. Так он распорядился в кафедральном соборе совершать службу в дни кончины местночтимых святых угодников – благоверного князя Довмонта-Тимофея и блаженного Николая (Салоса), учредил крестный ход вокруг собора с почти забытой в Пскове иконой Божией Матери «Чирская». В одном из своих писем он говорил: «Бедный Псков для меня милее богатой столицы». Однажды полюбив Псковскую землю, он и впоследствии, находясь в Киеве, куда был назначен в 1822 году митрополитом, не терял связи с псковским духовенством, немало делал для благоустройства псковских храмов и монастырей.
Будучи митрополитом Киевским, Высокопреосвященнейший Евгений, несмотря на преклонные годы, составляет описания Киево-Софийского собора, Киево-Печерской лавры, «Собрание поучительных слов». По его благословению в Киеве на месте древнейшей Десятинной церкви, построенной в конце X века по благоволению Великого князя Владимира Красное Солнышко, крестителя Руси, были осуществлены археологические раскопки, благодаря коим были обретены святые мощи самого равноапостольного Владимира и его «духовной матери» – равноапостольной княгини Российской Ольги.
В 1824 году в С.-Петербурге митрополит Евгений более года занимался в Священном Синоде делами церковного управления.
14 декабря 1825 года вместе с митрополитом Петербургским выезжал на Сенатскую площадь и призывал восставших прекратить выступление.
Митрополит Евгений – член Российской Академии, Общества Истории и Древностей Российских, почетный член многих других обществ, друг Гаврилы Романовича Державина. Судьба и труды Высокопреосвященнейшего Евгения должны быть достойно оценены потомками, ведь сам владыка в одном из своих сочинений очень точно заметил: «Недостаточно образованы те, которые не знают своего родного: не следует пренебрегать малым, без которого великое не может быть совершено».
Составлено по:
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1890-1907;
Псковский край в литературе. Псков, 2003.