Православный календарь
В данном разделе обьявляются праздники и различные мероприятия,которые в ближайшее время пройдут в Крыпецком Монастыре |
Святыни Крыпецкого монастыря |
Собор Рождества Иоанна Предтечи |
Храм Святителя Николая |
История Крыпецкого монастыря |
Фотоальбомы Крыпецкого монастыря Фотоальбомы Крыпецкого монастыря |
Видеозаписи Крыпецкого Монастыря |
Песнопения Крыпецкого монастыря Песнопения Крыпецкого монастыря |
29 октября 2013 г. в соборе Иоанна Предтечи преподобномученице Евпраксии Псковской |
На богослужении присутствующие читалось евангелие от Матфея о десяти девицах. Пять из них были благоразумными и усердно трудились для украшения своей души, а другие пять прнебрегли заботой о спасении своей души. Святая преподобномученица ревностно исполняла в своей личной жизни закон Христов и украсила себя благоверной жизнью в супружестве с князем Владимиром, в монашестве и мученическом подвиге.
Клирик собора иерей Владимир Крук на проповеди дал понять собравшимся прихожанам, какое величие жизненного подвига несла на себе преподобномученица Евпраксия, и призвал всех верующих - по силе и возможности подражать этой великой святой.
По окончании Литургии последовал благодарственный молебен преподобномученице Евпраксии Псковской с крестным ходом. В конце молебна отец Владимир прочитал молитву святой преподобномученице Евпраксии.
Торжество закончился праздничной трапезой братии и прихожан собора в доме причта. ПРЕПОДОБНАЯ ЕВПРАКСИЯ ПСКОВСКАЯ
Псковская земля В древние времена красива и богата была Псковская зем- ля. В дремучих лесах водилось много зверей, в реках плеска- лось множество рыбы. В месте слияния широкой и полновод- ной реки Великой и небольшой речки Псковы возвышалась окружённая водой высокая известковая скала с крутыми, об- рывистыми краями. Именно на этой скале и построили люди из славянского племени кривичи крепость – Кромль (Кремль), а по берегам реки вырос город. Город назывался сначала Плес- ковом, затем – Псковом. Впервые в русских летописях Псков упоминается в 903 году в рассказе о женитьбе киевского князя Игоря: «и приведо- ша ему жену от Пьскова именем Олгу». Псковитяне гордились своим городом, который быстро рос и развивался. Псков стоял на удобнейшем пути в другие страны. Недалеко от города река Великая впадала в Псковс- кое озеро, сливавшееся затем с Чудским. По рекам Эмбаху и Нарове озёра сообщались с дальними морями и странами, от- куда приплывали иноземные купцы с диковинными товарами. Через верховья и притоки реки Великой псковские торговцы сравнительно легко проникали в Западную Двину, а по прито- ку Великой — Черехе, через приток Шелони — Узу достигали Новгорода и выходили на великий водный путь «из варяг в гре- ки». Уже в XIII веке автор немецкой хроники писал о Пскове: - 2 - «Этот город так обширен, что его окружность обнимает про- странство многих городов, и в Германии нет города равного Пскову». Но Псков был не только крупным торговым городом, но и заслоном на опаснейшем участке границ древней Руси, ставшим особенно опасным после того, как в Прибалтику вторглись немецкие завоеватели. Это была тяжёлая, но вмес- те с тем и почётнейшая задача. Псковичи со славой выполня- ли её, служили всему русскому народу и всей Русской земле, сдерживали врагов. В течение нескольких столетий Псков вёл почти беспрерывную войну, много раз был осаждаем врагами, перенёс тягчайшие испытания и вышел из них победителем, не изменил Русской земле и Православной вере. «Чести моей ни- кому не отдам», — написано на мече первого псковского князя Всеволода-Гавриила Ярославича. Этот девиз мог бы служить девизом всего Пскова. Борьба с немецким Орденом В XII веке, проливая потоки крови и слёз своих жертв, предавая всё огню и мечу, вторглись в богатую Прибалтику, мирно процветавшую до того под покровительством русских, немецкие рыцари. Покровители Прибалтики — полоцкие князья были изгнаны из неё. После жесточайшей борьбы пал последний оплот русичей в Прибалтике — Юрьев. Жителей его, как эстов, так и русских, немцы зверски истребили, всех до единого. В начале XIII века немцы построили свой оплот в Прибалтике — Ригу, организовали рыцарские ордена, в част- ности «духовно-рыцарский» Орден меченосцев. Назначением его было завоевание чужих земель и обращение в католичест- во местных жителей вначале в Прибалтике, а затем и на Руси. Немецкие рыцарские ордена были грозной военной силой, хорошо организованной и вооружённой. Предавая Прибалтику разграблению, немцы, действуя путем подлого обмана, натравлива- ли её отдельные племена друг на друга, облегчая себе этим борьбу - 3 - с ними. Земли эстов, леттов, ливов и других народов Прибалтики были опустошены, сожжены, превращены почти в пустыню. Вот как описывает эпизоды этих походов немецкая же хроника: «Придя туда, мы разделили войско своё по всем доро- гам, деревням и областям той страны и стали всё сжигать и уничтожать. Мужчин всех убивали, женщин и детей брали в плен, угоняли много скота и коней». «Не имели покоя... пока... окончательно не разорили ту область, обратив её в пустыню, так что ни людей, ни съестного в ней не осталось». «Захватили эстов... и перебили их. Деревни, какие ещё оставались, сожгли, и всё, что прежде было недоделано, тщательно закончили». После того как Прибалтика была завоёвана и разграбле- на, целью немецких захватчиков стало завоевание и разграбле- ние Руси. Их манили к себе богатые города и земли Великого Новгорода и Пскова. Немцы вплотную подошли к русским владениям. Новго- роду и ещё в большей мере Пскову предстояло принять на себя натиск нового врага, угрожавшего Русской земле, и стать её заслоном, выдержав упорную и длительную борьбу. Как укрепить псковскую землю, уберечь её от немцев? Решил псковский князь Владимир Мстиславович, защитник Пскова, женить своего сына Ярослава на полоцкой княжне Ев- фросинии. «Из древнего славного рода княжна, благочестива и в Православной вере воспитана, да и помощь от князей полоц- ких в лихой час может понадобиться», — думал князь Влади- мир. Славный род Род княжны Евфросинии происходил из древнего По- лоцка и славился своими знаменитыми предками. У истоков рода стояли великая княгиня Ольга, предшествовавшая хрис- тианству в Русской земле, как утренняя заря перед светом по- луденным, святой великий князь Владимир, крестивший Русь. Отцом преподобной был полоцкий князь Рогволод-Василий - 4 - Борисович, двоюродный брат святой Евфросинии Полоцкой, а матерью – дочь великого киевского князя Изяслава Мстисла- вича. Родители нарекли княжну Евфросиния, видимо, в честь преподобной Полочанки. Родная сестра отца Звенислава (в мо- нашестве Евпраксия) была ближайшей сподвижницей святой Евфросинии. В детские годы юная княжна получила прекрасное обра- зование в школе, основанной преподобной Евфросинией при Спасовом монастыре, где обучалась Закону Божиему, Священ- ному Писанию, пению, иностранным языкам, а также «чистоте душевней…, ступанию кротку, гласу смирену, слову благочес- тну, … при старейших молчати, мудрейших послушати, ко ста- рейшим покорением, к точным и меншим любовь без лицеме- риа, мало вещати, а много разумети». В этот же период подвизались в монастыре племянницы его преподобной основательницы Агафия и Евфимия. Княжна росла в ореоле святости преподобной, и в её сердце, как на доброй почве, проросли благодатные всходы живой веры, ува- жения к старшим, доброты, отзывчивости. Неверный муж Звонят колокола в граде Пскове. Женится молодой псков- ский князь Ярослав Владимирович. Рано овдовел он, не ос- тавила ему почившая супруга потомства. Избрал ему в жены отец князь Владимир Мстиславич благочестивую, тоже рано овдовевшую, княжну Евфросинию Рогволодовну. Неспокойно на севере Русской земли. Зимою 1218 года немцы-рыцари впервые напали на новгородские владения. Новгородцы выставили против врагов своё войско под пред- водительством псковского князя Владимира Мстиславича. Немцы быстро отступили и затворились в эстонском городе Медвежья Голова (Оденпе, Киренпаа, теперь Отепя – город в современной Эстонии), но после семнадцатидневной осады сдались. Много рыцарей было взято в плен. - 5 - В это же время вся Русская земля, кроме Новгорода и северных земель, оказалась под властью Орды. Южная Русь вся была разграблена, города лежали в руинах, русских людей угоняли в плен. Хан Батый во главе многочисленного войска устремился к Новгороду. «Новгородские и псковские князья свои войска в войне с немцами ослабили, легко мы их земли завоюем», — радовались татары. Испугался Батыева нашествия честолюбивый князь Ярослав. Оставил он во Пскове на произвол судьбы свою суп- ругу, княгиню Евфросинию, сбежал в Ливонию. А татарский хан неожиданно повернул свои войска назад и направил их в половецкие степи, к реке Дон. Стал Ярослав Владимирович воевать на стороне ливонс- ких рыцарей, неоднократно нападая с ними на родную псковс- кую землю. В 1233 году он вместе с немцами захватил древний русский город Изборск. Но псковичи город отбили и князя- отступника взяли в плен и заточили в Северный Переяславль. Вот как говорит об этом псковская летопись: «Лифтляндцы взяли Изборск, подведены будучи к оному Псковским же быв- шим князем Ярославом Владимировичем и некоторыми чер- ниговскими боярами...; но псковичи отняли сей город и князя Ярослава с сообщниками поймав, отощали в Новгород к князю Ярославу Всеволодовичу, который сослал его на заточение в Переяславль. Однако ж сей, освободясь оттуда, опять ушел к лифтляндцам...» После своего возвращения в Ливонию Ярослав Владими- рович окончательно встал на сторону врагов земли Русской. – Отступи от веры своих предков — Православия, прими веру римскую, а мы тебе отдадим в жены знатную и красивую девицу-немку и получишь во владение богатый город Одемпе. Святая игумения Один Господь ведает, сколько бед и скорбей пришлось вынести благочестивой княгине Евфросинии, оставленной не- - 6 - верным супругом. Однако не в характере преподобной было предаваться унынию. Кому, как не ей, воспитанной на примере своих сродниц преподобной Евфросинии и Евпраксии, при- нявших иночество, было знать, что земная жизнь скоротечна, главное же – унаследовать Царствие Небесное. Обратилась княгиня к подвижничеству. Основала она во Пскове женский монастырь Святого Иоанна Предтечи. Каменный храм Предтече, построенный ею, и сейчас цел и сам собою гово- рит как о своей древности, так и о благочестии псковской княги- ни. Не пожалела денег преподобная на строительство дома Божия, выписала кирпич из заграничных мест. Сложен он из крепких, тесаных плит вперемежку с четвероугольными кирпичами такой глины, обжига и цвета, каких нет более ни в одном храме Пскова; кирпичи весьма сходны с голландскими и английскими. По благочестивому обычаю тех лет княгиня уневести- ла себя Иисусу Христу. Она приняла монашеский постриг в Иоанно-Предтеченском женском монастыре Пскова с именем Евпраксия. Из богатого терема переселилась в монастырскую келью. Отдала она все свои сбережения на святую обитель. Вскоре благоверная княгиня Евпраксия стала настоятельницей монастыря в сане игумении. В святой обители её сердце обре- ло мир и утешение. А монастырь стал славиться так же, как и монастырь преподобной Евфросинии Полоцкой. Под мудрым руководством матушки Евпраксии обитель стала центром про- свещения. В 1240 году ливонские рыцари и бывший псковский князь Ярослав снова осадили и взяли Изборск, а затем, подступив под Псков, выжгли посад и через предательство одного имени- того горожанина взяли и сам город и новгородские владения. Захватчики установили во Пскове свои порядки, поста- вили тиунов и двух правителей управлять городом. Рыцари грабили и убивали купцов и крестьян, оскверняли и разру- шали православные храмы, стремясь утвердить свою веру на Русских землях. «Вопль и стоны раздавались по всей земле», - 7 - — пишет летописец. В это страшное время стараниями святой игумении удалось сохранить ценности монастыря Святого Ио- анна Предтечи и библиотеку. Два года длилась оккупация Пскова. В 1242 году на за- щиту Русских земель встал князь Александр. Он освободил Псков и, по своему милосердию, отпустил почти всех пленных на свободу. – Не успокоятся немецкие рыцари, – решил князь Алек- сандр. – Надо готовиться к битве великой, которая всё решит. И вот разведчики донесли ему, что ко Пскову движется огромное рыцарское войско. Помолившись и получив благо- словение в храме Святой Троицы во Пскове, призвав на по- мощь Господа и Пречистую Матерь Его, выступил Александр на битву на лед Чудского озера. Трагическая кончина преподобной Евпраксии. Канонизация После победы Александра Невского над немецкими ры- царями вызвал князь Ярослав Владимирович бывшую супругу, игумению Евпраксию, в город Оденп. Пообещал князь-отступ- ник Ливонскому ордену пожертвовать на его восстановление половину своего оставленного во Пскове имущества, рассчи- тывая в том числе и на приданое своей брошенной супруги. Для переговоров игумения выехала со своей келейницей монахиней Снандулией. Встреча закончилась убийством 8 мая 1243 года игумении Евпраксии и её сподвижницы монахини сыном немецкой жены Ярослава Владимировича. Мощи праведницы были перенесены во Псков. Погребение их состоялось в родном монастыре, в соборе Иоанна Предтечи. Мона- хиня Снандулия также была погребена в Иоанновском соборе у северной стены, возле входа на хоры, рядом со своей игуме- нией. Через 10 дней после мученической кончины святой Евпраксии открылось знамение, описанное в Псковской летописи так: «В 18-й - 8 - день мая 1243 года явилось знамение от иконы Спасителя, стоящей над гробом княгини, супруги князя Ярослава Владимировича, кото- рую убил пасынок ее в Медвежьей Голове: 12 дней истекало миро от иконы и наполнило 4 вощаницы, как скляницы. Две вощаницы привезены были на благословение в Новгород, а две оставлены во Пскове. Слава Тебе, Господи! давшему нам грешным и недостойным рабам такое благословение! Уповаем на Тебя, Вседержитель! Ты че- ловеколюбивый призираешь на нас убогих великою милостью». Лик праведной княгини был изображен древним письмом на двух иконах: на одной она молится пред Иоанном Предте- чею и апостолом Андреем; другая икона — при чудотворной иконе Спасителя. Пересказ летописного сообщения о мирото- чении имелся на медном подсвечнике и на камне, вделанном в стену придела (снесен при реставрации собора). При гробнице святой Евпраксии хранился настоятельский посох из черного дерева, по преданию ей принадлежавший. Мощи преподобной почивали в монастырском соборе под спудом до 20-х годов ХХ века. В советские годы Иоанновский монастырь был закрыт, гробницы уничтожены, погребения разграблены. Восстанов- лен храм в 1993 году. На восстановленной гробнице святой игумении находится парчовая вышитая икона современной ра- боты с её изображением, а также вышитым текстом тропаря, кондака и молитвы. Память праведницы местно чтится 16 (29) октября. Кано- низация святой Евпраксии подтверждена включением её име- ни в Собор Псковских святых, празднование которому уста- новлено в 1987 году по инициативе митрополита Псковского и Порховского Иоанна (Разумова), и Собор Белорусских святых, установленный в 1984 году по инициативе Митрополита Мин- ского и Слуцкого, Экзарха всея Беларуси Филарета.
|