Мы в соцсетях

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Православный календарь



Подписка на рассылку

Введите ваш email адрес:

Записки и пожертвования
Подать на Великий пост
Схема проезда
Записки и пожертвования
Схема проезда

Анонсы событий

В данном разделе обьявляются праздники и различные мероприятия,которые в ближайшее время пройдут в Крыпецком Монастыре

Святыни

Святыни Крыпецкого монастыря

Собор Рождества И.П.

Собор Рождества Иоанна Предтечи

Храм Святителя Николая

Храм Святителя Николая

История Крыпецкого монастыря

История Крыпецкого монастыря

Фотоальбомы Крыпецкого монастыря

Фотоальбомы Крыпецкого монастыря

Видео Крыпецкого монастыря

Видеозаписи Крыпецкого Монастыря

Песнопения Крыпецкого монастыря

Песнопения Крыпецкого монастыря



Неделя 21-я по Пятидесятнице. Святой преподобномученицы Евпраксии Псковской. 29 октября 2023 года

Накануне воскресного дня служилось всенощное бдение в Успенском храме. Воскресное богослужение правилось с славословной службой Минеи святой преподобномученице Евпраксии Псковской.

 

На следующий день 29 октября  перед началом Божественной литургии в 10 часов утра начался благовест в большой монастырский колокол. Звон завершился праздничным трезвоном во все колокола.

 

По прочтении часов началась Божественная литургия. Служил монастырский иеромонах с монастырским духовенством. Пел братский хор. 

 

В этот день читалось евангелие о сеятеле. Спаситель понятным образом из жизни простого народа учит нас правильно воспринимать Божье Слово. Часто повседневные заботы, холодное сердце, земная суета, жизненные трудности и просто невнимание способствуют тому, что Божье Слово не приносит доброго плода в нашем сердце. Христос призывает всех нас быть внимательными, старательными и терпеливыми. Такие только христиане способны принести добрый многократный плод доброделания.

 

Воскресное богослужение закончилось чином Панагии на братской трапезе.

Евпра́ксия (в миру Евфросиния (?); † ранее 18.05.1243, Медвежья Голова (Оденпе, ныне Отепя, Эстония)), прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича. Наиболее раннее сообщение о супруге кн. Ярослава Владимировича содержится в НПЛ старшего и младшего изводов в статье, посвященной мартовскому 6751 (1243) г.: 18 мая «явися знаменье в Пльскове у святого Иоана в манастыри от иконы святого Спаса над гробомь княгыниномь Ярославлее Володимирича, юже уби свои пасынок в Медвежи Голове: иде мюро от иконы по 12 днии, наиде 4 вощаници яко в стькляницю; и привезоша в Новъгород две на благословение, а в Пльскове оставиша две собе» (НПЛ. С. 79, 297). В летописном сообщении супруга кн. Ярослава не названа по имени, не говорится, что она была инокиней. Между тем Е. впосл. почиталась как основательница и настоятельница мон-ря в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в Завеличье, где произошло чудо мироточения от иконы над ее гробницей. Однако, как показало исследование сохранившегося монастырского собора, он был построен в нач. 40-х гг. XII в. (см.: Комеч А. И. Каменная летопись Пскова XII - нач. XVI в. М., 1993. С. 56-64).

В агиографической лит-ре XIX - нач. XX в. Е. называли теткой блгв. кн. Довмонта (Тимофея) и дочерью полоцкого кн. Рогволода Борисовича, что неверно. В «Повести о Довмонте» рассказывается, что псковский князь «отечьство свое повоева, и княгиню Ерденевую полони, тетку свою Евпраксию, и дети ея» (Псковские летописи. 1955. Вып. 2. С. 16; Охотникова В. Л. Псковская агиография XIV-XVII вв.: Исслед. и тексты. СПб., 2007. С. 421). Однако вокняжение Довмонта в Пскове имело место в 1266 г., гораздо позже кончины Е. Вероятно, местному преданию, связывавшему Е. родственными узами с кн. Довмонтом, святая обязана своим «именем» - Евпраксия, к-рое встречается с XVII в., но древнерус. источникам неизвестно. Мнение о полоцком княжеском происхождении «инокини Евпраксии» восходит, по-видимому, к «Хронике» М. Стрыйковского, генеалогические изыскания к-рого оспорил Н. М. Карамзин (см.: Карамзин. ИГР. Т. 4. С. 213. Примеч. 103). Оно является также неверным, поскольку последнее сообщение о кн. Рогволоде Борисовиче относится к 1171 г., и даже если Е. родилась неск. позже этой даты, вряд ли она могла стать женой кн. Ярослава, родившегося в нач. XIII в.

 

Прмц. Евпраксия Псковская и прп. Евфросиния Полоцкая. Фрагмент иконы «Все святые Российские великие князья, княгини и княжны рода царского». 60-е гг. XIX в. (собор равноап. вел. кн. Владимира, С.-Петерьург)

Прмц. Евпраксия Псковская и прп. Евфросиния Полоцкая. Фрагмент иконы «Все святые Российские великие князья, княгини и княжны рода царского». 60-е гг. XIX в. (собор равноап. вел. кн. Владимира, С.-Петерьург)

В псковских синодиках содержится поминание «великой княгини Ефросинии иноки» (Помянник великих князей, княгинь, митрополитов и архиепископов новгородских (Стефановский синодик) / Публ.: Л. В. Столярова // Восточная Европа в древности и средневековье. М., 2001. С. 212), но в ней следует видеть жену владимирского и новгородского кн. Ярослава Всеволодовича, к-рая в 1244 г. приняла монашеский постриг с именем Евфросиния и вскоре скончалась в новгородском Юрьевом мон-ре (НПЛ. С. 79; в Степенной книге жена Ярослава Всеволодовича кнг. Феодосия, в иночестве Евфросиния, названа святой (ПСРЛ. Т. 21. С. 279; ср. С. 287)). По-видимому, в Пскове 2 княгини были отождествлены. Этим может объясняться появление 2-го имени у Е., также неизвестного древнерус. источникам,- Евфросиния, впосл. оно стало считаться ее мирским именем.

 

Летопись сообщает о том, что супруга кн. Ярослава Владимировича была убита пасынком в Медвежьей Голове. В агиографической лит-ре о Е. писали как о пострадавшей от «немецкого папизма», мстившего за неудачи в Сев.-Зап. Руси в 1240-1242 гг. (архиеп. Филарет (Гумилевский), архиеп. Димитрий (Самбикин)). Вероятно, к митр. Евгению (Болховитинову) восходит произвольно реконструированная картина событий, приведших к гибели княгини: Е., будучи схимонахиней, была приглашена Ярославом в Оденпе и там умерщвлена его сыном от жены-немки (Евгений (Болховитинов). История княжества Псковского. К., 1831. Ч. 3. С. 75; см. также: Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. М., 1861. С. 70-71 и др.).

 

Прмц. Евпраксия Псковская. Хоругвь. Мастерская свящ. Андрея Давыдова. 90-е гг. XX в. (ц. св. Иоанна Предтечи, Псков)

Прмц. Евпраксия Псковская. Хоругвь. Мастерская свящ. Андрея Давыдова. 90-е гг. XX в. (ц. св. Иоанна Предтечи, Псков)

По предположению В. И. Матузовой и Е. Л. Назаровой, упомянутая в летописи гробница, у к-рой совершилось истечение св. мира, принадлежала 2-й жене Ярослава Владимировича, происходившей «скорее всего, из знатного боярского рода», а 1-й женой князя «была немка из Ливонии». Ярослав Владимирович с кон. 20-х гг. XIII в. пытался, опираясь на враждебную Новгороду партию псковских бояр и военную помощь ливонских рыцарей, утвердиться в Пскове, где прежде княжил его отец Владимир Мстиславич, умерший в 1227 г. В 1233 г. кн. Ярослав вместе с «немци» напал на Изборск. Вероятно, где-то ранее этой даты был заключен 1-й брак, сын от к-рого жил в Ливонии. Во время нападения князь попал в плен и оказался в тюрьме в Переяславле. Возможно, его освобождение из плена было связано с заключением 2-го брака. Сын Ярослава от 1-го брака (вероятно, известный по ливонской «Рифмованной хронике» Герпольт-Ярополк) мог убить свою мачеху потому, что она ожидала ребенка, и «княжич (не без влияния ливонских родственников) решил таким образом избавиться от возможного наследника на псковский стол». Убийство скорее всего произошло во время осады Пскова в 1240 г., когда «обретение Ярославом Владимировичем псковского княжения (а, следовательно, и передача его по наследству) казалось делом решенным». В походе с кн. Ярославом участвовали «медвежане», так что княгиня вполне могла находиться в Медвежьей Голове, а ее останки могли быть перенесены в мон-рь во время, когда «немцы» владели Псковом. Известие об убийстве жены «могло явиться столь сильным потрясением для князя Ярослава Владимировича, что повлияло на его намерение княжить в Пскове, опираясь на союз с Ливонией» (Матузова, Назарова. С. 321),- в 1245 г. кн. Ярослав Владимирович стал уже соратником новгородского кн. св. Александра Ярославича Невского в борьбе с Литовским великим княжеством (по всей видимости, был служилым князем, получившим Торжок).

 

Почитание

Прмц. Евпраксия Псковская. Икона. Мастерская свящ. Андрея Давыдова. 90-е гг. XX в. (ц. св. Иоанна Предтечи, Псков)

Прмц. Евпраксия Псковская. Икона. Мастерская свящ. Андрея Давыдова. 90-е гг. XX в. (ц. св. Иоанна Предтечи, Псков)

Летописная запись о чуде у гробницы Е. позволяет гипотетически отнести начало почитания св. княгини в Новгородской епархии к 1243 г. (характерно, что о чуде сообщают не псковские, а новгородские летописи, в XIII в. составлявшиеся при архиепископской кафедре; показательно также, что чудо приурочено летописью к дню памяти св. мч. Александра Воина, небесного покровителя кн. Александра Невского). «Святая и благоверная княгиня Евпраксия Псковская» названа в «Описании о российских святых» в списке 1734 г. (С. 264-265), в более ранних списках ее имени нет.

Мощи Е. почивали в монастырском соборе в честь Рождества св. Иоанна Предтечи под спудом (как и останки др. псковских княгинь). В XIX в. при гробнице Е. хранился настоятельский посох из черного дерева, по преданию принадлежавший святой. В соборе находилась и икона Спасителя, мироточившая в 1243 г., на приделанных к ней досках были изображены предстоящие Христу Е. и блгв. кнг. Мария Димитриевна († 1316/17), супруга св. кн. Довмонта. На др. иконе, также находившейся в соборе, Е. была изображена предстоящей св. Иоанну Предтече и ап. Андрею Первозванному. Пересказ летописного сообщения о мироточении имелся на медном подсвечнике и на камне, вделанном в стену придела (снесен при реставрации собора). В XIX в. после молебна и панихиды Е. исцелился крестьянин пригородной дер. Шабаны. Память святой местно чтилась 16 окт. Имп. Мария Александровна в 1859 г. пожертвовала к гробнице Е. ковер.

 

Иоанновский мон-рь был закрыт в 20-х гг. XХ в., храм возобновлен в 1993 г. как приходский. Гробницы в советские годы были уничтожены, погребения разграблены. Ныне на восстановленной гробнице Е. находится парчовая вышитая икона совр. работы с изображением святой и вышитым текстом тропаря, кондака и молитвы. Канонизация Е. подтверждена включением ее имени в Собор Псковских святых, празднование которому установлено в 1987 г. по инициативе Псковского и Порховского митр. Иоанна (Разумова), и Собор Белорусских святых, установленный в 1984 г. по инициативе митр. Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева).

 

Ист.: НПЛ. С. 79, 297, 451; ПСРЛ. Т. 15. Стб. 384-385; Т. 21. Ч. 1. С. 277.

 

 
Расскажите о статье знакомым