Житие. Молитва. Тропарь. Кондак. Величание.
Преподобный Никандр Псковский (в крещении Никон) родился 4 июля 1507 года в семье крестьян Филиппа и Анастасии в селе Виделебье на Псковщине. С детства он мечтал продолжить подвиги своего односельчанина — преподобного Евфросина Спасо-Елеазаровского, начальника Псковских пустынножителей (память 15 мая). Первым в семье Никона принял монашество его старший брат Арсений. После смерти отца семнадцатилетний Никон сумел убедить мать раздать все имущество и удалиться в монастырь, где она жила до самой кончины.
Обойдя обители Псковской земли, поклонившись гробницам преподобного Евфросина и его ученика преподобного Саввы Крыпецкого (память 28 августа / 10 сентября н.ст.), он окончательно утвердился в стремлении к отшельнической жизни.
Чтобы иметь возможность читать Слово Божие, Никон нанялся в работники к псковскому жителю Филиппу, который за усердие отдал его на обучение к опытному учителю. Видя ревность юноши, Господь указал ему место подвига. Горячо молясь в одной из псковских церквей, он услышал глас из алтаря, повелевавший ему идти в пустынь, которую Господь укажет через Своего раба Феодора. Крестьянин Феодор отвел его на речку Демьянку, между Псковом и Порховом.
Проведя здесь 15 лет в трудах, молитве, пощении, чтении Божественного Писания, постоянном бдении, Никон много терпел от бесов и злыхлюдей. Между тем слух о его подвигах стал распространяться, и окрестные жители стали стекаться к нему. Смиренному подвижнику было это тяжело: не от людей, но от Бога ожидал он себе награды, слава земная была ему в тягость. И так со слезами и с великой скорбью, не желая покидать этого места, но в то же время, убегая от людского прославления, святой отправился снова в Псков.
Здесь его принял к себе в дом тот Филипп, у которого преподобный жил во время своего учения; узнав, что Никон твердо решился посвятить себя Богу, он отвел блаженного в монастырь святого Иоанна Богослова, где почивали мощи основателя этой обители преподобного Саввы Крыпецкого. Увидев образ этого подвижника Божия и припав к раке его мощей, Никон так стал молиться: «Преподобный угодник Божий, Савва, помолись Владыке Христу, да сподобит Он меня, грешного и недостойного раба Своего, идти тем путем, по которому шествовал ты, да поможет Он мне на этом поприще, и да будет Он моим заступником».
После этого Никон со смирением и слезами стал умолять игумена этой обители, чтобы он принял его в число братии. Игумен же удерживал его, говоря: «Монастырь наш беден, да и сам ты здоровьем не крепок, не возлагай же на себя такого тяжелого бремени. Ты можешь жить с нами, но не торопись принимать пострижения иноческого».
Но Никон молил только об одном — исполнить его просьбу. Тогда игумен, видя такое рвение святого, такое неудержимое желание принять иночество, должен был, наконец, уступить великим просьбам святого: он приказал одному из священноиноков постричь Никона, и наречено было ему имя Никандр.
Тогда преподобный с новой силой устремился на подвиги, все более и более преуспевал он в добродетелях, сторицей принося плод Господу. Горя любовью ко Христу, он совсем отказался от своей воли, всего себя предал Богу и стал благоприятным храмом Всесвятого Духа; постоянно укреплял он себя такими благочестивыми размышлениями: пшеничному полю подобно иноческое житие, оно требует частого дождя слезного и великого трудолюбия. Если хочешь принести обильный плод, а не терние, то трезвись умом и трудись. Старайся быть доброй землей, а не каменистой почвой, чтобы всеянное свыше в сердце твое могло принести плоды, чтобы не иссыхало оно от зноя уныния и небрежения. Питая такими спасительными размышлениями свою душу и доставляя ей духовное услаждение молитвами, преподобный Никандр старался изнурить свою плоть, памятуя всегда слова Давида: «Виждь смирение мое и труд мой, Господи, и остави вся грехи моя», преподобный никогда не оставлял работы телесной. Братия и игумен удивлялись житию и подвигам святого и прославляли Бога, посылающего таких подвижников. Оба вышеупомянутые мужа, Филипп и Феодор, последовали примеру святого и приняли пострижение в той же обители; первый наречен был Филаретом, а второй Феодосием; спустя некоторое время оба они с миром отошли в жизнь вечную.
Между тем преподобный Никандр, заметив, что его подвижническая жизнь вызывает в братии удивление, стал тяготиться жизнью среди иноков: тяжела была ему слава человеческая. Убегая от похвал братии и тоскуя о прежней своей отшельнической жизни, он отправился в свою пустынь и прожил там еще целых 15 лет; часто питался он одним только быльем, травой именуемой «уж», непрестанно молился и трудился и всячески заботился о спасении души своей.
Много искушений и бед пережил на тесном пути подвижничества преподобный Никандр. О «страстех пустынных» ему предсказал еще в Пскове блаженный Николай (память 28 февраля). Молитвами всех псковских угодников и преподобного Александра Свирского (память 30 августа и 17 апреля), который дважды являлся преподобному, наставляя и укрепляя его, он, с помощью благодати Божией, преодолел все многообразные козни лукавого.
Силой молитв преподобный победил слабости плоти, человеческое недоброжелательство и устрашения дьявольские. Однажды его чуть не убили разбойники, отняв его единственное и самое ценное для отшельника имущество — книги и иконы. По молитвам святого, двое из них, увидев внезапную смерть своего товарища, раскаялись в своих злодеяниях и получили прощение старца.
Долгие годы провел Никандр в пустыни, много трудов перенес он там, но по-прежнему тяжела и невыносима была ему земная слава,страшившая его более всего. Не столько боялся он разбойников, сколько хвалы людской. Поэтому преподобный снова оставил пустынь и отправился в Крыпецкий монастырь, где и принял монашество. Прибыв в обитель, святой продолжал свою подвижническую жизнь. Питался он только сухим хлебом, утолял жажду простою водою, не вкушал ни вина, ни рыбы, лишь только в субботу и воскресение позволял себе немного вареной пищи, но и той часто не было. Смиренный подвижник превосходил всех в обители своей добродетельной и строгой жизнью. Он всегда готов был всем оказывать услуги и помощь. Носил издалека воду и дрова. Ночи проводил в постоянном бдении. Часто в ночное время выходил в лес и, обнажив свое тело, давал жалить его комарам и оводам, так что оно покрывалось кровью; при этом сам он неподвижно сидел, прядя волну и воспевая псалмы Давида. При наступлении же утра преподобный возвращался в монастырь – первым спешил в церковь, где выстаивал всю службу, не сходя со своего места, и последним выходил из храма.
Братия, удивляясь его подвигам, поставила его в пономари. На святого было возложено трудное и тяжелое послушание печь просфоры, но преподобный Никандр с радостью стал исполнять эту работу, говоря: «Если Господь наш Иисус Христос назвал Своим Телом хлеб, приготовленный для Тайной вечери, то мне следует радоваться, что Бог сподобил меня приготовлять такие хлебы, на которых совершается великая и страшная тайна: дивным и непостижимым образом они прелагаются в святое Тело Христово».
И подвижник Божий продолжал неустанно трудиться; братия, видя его возрастающее рвение и полюбив его за смирение и кротость, просила игумена сделать Никандра келарем. Игумен исполнил просьбу иноков и поставил преподобного на келарство; святой муж при этом возвышении не изменил своей прежней жизни, но исполнял новую обязанность со смиренномудрием и усердием, как бы дело, порученное ему самим Господом; не превозносился он данной ему властью, но всегда помнили слова Писания: «Аще кто хощет в вас вящшей быта, да будет всем слуга».
Но недолго святой Никандр был келарем: он боялся причинить кому-нибудь обиду в новой своей должности; к тому же он стремился к прежней отшельнической жизни, поэтому и решился снова покинуть обитель. Выйдя из монастыря, он поселился на одном острове, находящемся в четырех верстах от обители; здесь святой опять предался обычным своим трудам и в них провел три с половиною года. Слава о подвижнической жизни отшельника стала привлекать к нему многих людей, чем опять начал тяготиться Никандр. Между тем враг и завистник людей дьявол, отец лжи и неправды, внушил игумену с братией Крыпецкого монастыря мысль, что Никандр уменьшает доходы монастыря.
Возрадовался такому нареканию Никандр, потому что только и думал, как бы удалиться ему от молвы житейской; ничуть не сетуя на изгоняющих его, постарался он угодить им скорым послушанием их воле и опять удалился в свою любимую, Богом показанную ему пустынь. В пустыни святой жил в посте и молитве, постигая Слово Божие. Ежегодно Великим постом преподобный Никандр ходил в Дамиановский монастырь, где исповедовался и причащался Святых Христовых Тайн. За восемь лет до кончины он принял там великую схиму. К преподобному стало приходить много народа «пользы ради», ибо, по слову преподобного Иоанна Лествичника, «монашеское житие — свет для всех человеков».
Верующие обращались к преподобному Никандру за молитвенной помощью, ибо Господь наделил его многими благодатными дарованиями. Пустынник с любовью и вниманием относился ко всем нуждам своих посетителей и даже устроил им для ночлега убогую «гостиницу у дуба», которую сам протапливал. Преподобный не позволял себе выставлять напоказ свои дарования. Приходя тайно к его кельи, люди всегда слышали, что он молится с горьким рыданием. Он же, чуть заметив близость людей, тотчас умолкал, пряча от них полученный дар слез.
Преподобный Никандр до конца жизни оставался пустынником (его так и величают — преподобный Никандр Пустынножитель), и завещал не оставлять место его трудов после своей кончины, обещая свое покровительство насельникам будущего монастыря. Диакону Порховского женского монастыря Петру преподобный заповедал – на могиле своей поставить церковь и перенести туда икону Благовещения Пресвятой Богородицы из погоста Тишанки.
Он предвидел свою смерть, предсказав, что умрет, когда на отечество нападут враги, предрекая им при этом скорое поражение. 24 сентября 1581 года, во время нашествия войск польского короля Стефана Батория, один крестьянин нашел его скончавшимся. Он лежал на рогожке с крестообразно сложенными на груди руками. Из Пскова пришли духовенство и народ, почитатели преподобного, среди которых был и диакон Петр, и совершили обряд христианского погребения.
В 1584 году на благодатном месте подвига преподобного Никандра, освященном его почти полувековой молитвой, была создана обитель, которую стали называть Никандровой пустынью. Строителем монастыря был инок Исайя, исцелившийся по молитве святому. В 1686 году при Патриархе Иоакиме состоялось прославление преподобного Никандра; празднование его памяти установлено 24 сентября в день кончины и в храмовый праздник обители — Благовещение Пресвятой Богородицы. Мощи преподобного Никандра были обретены при перестройке собора в монастыре, где они пролежали под спудом, скрытые в стене. 29 июня празднуется как день обретения его честных мощей.
И сейчас крепка молитвенная связь верующих с преподобным Никандром, которого глубоко чтят на Псковской земле.
Молитва святому преподобному Никандру, Псковскому чудотворцу
О преподобне и достоблаженне отче наш Никандре, постниче терпеливодушный, безмолвия рачителю предоблий, учителю спастися хотящим премудрый, наказателю ленивым претихий, разрешителю тлетворных страстей незлобивый, мужу желаний, прозорливства пророческаго исполненне, предвозгласная будущих благ цевнице, адаманте веры во Христа несекомый, незыблемый терпения столпе, заповедей Творца твоего совершителю благопослушливый, плотоносный Ангеле и Духа Святаго вместилище благовонное, жителю пустынный и бесов прогонителю, исполнителю всех добродетелей смиренномудрый, Небесный человече и сожителю горним чиноначалием, кротостию духа землю кротких наследовавый, друже Христов и угодниче Пресвятыя Богородицы, Яже и раку цельбоносных мощей твоих во храме Своем прославити благоизволи, изобильно от нея чудесному дождю на верных изливатися повелевши! К нейже припадающе с любовию, молим тя, досточудне: не престай молити Пресвятую и Живоначальную Троицу, низпослати стране нашей мир и благоденствие, на враги же победу и одоление, и от навет вражиих воинству нашему сохранитися в мире, Церквам согласие и всем людем тишину и изобилие благих даровати. И угаси, блаженне, молитвами твоими, парящия на ны разжженныя бесовския стрелы, да не прикоснется нам злоба греховная. И, всем вся милостивне даруя, призри и на мя, смиреннаго раба: связан бо есмь люте пленицами прегрешений и влекомь, увы мне! в пучину страстнаго моря неодержанно. Сего ради прилежно молю святыню твою, пребогате, и припадаю к раце мощей твоих со слезами: предстани мне на пути бедственнаго жития сего, расторгни узы, отжени страсти, ослаби от греховных вериг, избави мя от належащия скорби и от всякаго зла, разреши мя от болезненных уз и спасение души умоли мне, яко да воспою и прославлю в Троице славимаго Единаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и в безконечныя веки веков. Аминь.
Тропарь Никандру пустынножителю, Псковскому чдтв., глас 4:
Глас Божественный, иже во Евангелии, услышав, /
преподобне отче Никандре: /
приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, /
и Аз упокою вы, /
и прием крест, последовал еси Христу, /
мир оставль, в пустыню вселился еси, /
пощением же и бдением Небесный дар восприим, /
и души недужных, приходящих к тебе с верою, исцеляеши: /
темже и со Ангелы срадуется, преподобне, дух твой.
Ин тропарь, глас 6:
Светило незаходимаго света /
стране нашей явился еси, богоблаженне, /
доблественне претерпев вражия озлобления, /
биение и раны яко одежда нетления вменишася тебе, /
со зверьми бо брався /
и от человек злых прободения прияв, /
о тех молился еси: /
не постави им греха сего, глаголя; /
темже Владыце Христу уподобился еси, /
достохвальне Никандре , отче наш, /
молися о душах наших.
Кондак, глас 1:
Яко лучу тя солнечную Христос показа, преподобне, /
сияеши бо в земли Российстей чудес благодатию /
и отгоняеши тьму страстей же и скорбей /
от приходящих к тебе с верою. /
Темже почитаем твою память, Никандре, отче наш, и вопием ти: /
радуйся, пустынножителей красото /
и стране нашей похвало и утверждение.
Величание
Ублажаем тя, преподобне отче Никандре, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.