История почитания апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Савво-Крыпецком монастыре восходит к первым годам появления обители. Во второй половине XV века инок Святой горы Афон Савва покинул Балканы и пришел в пределы Псковской земли. Пробыв некоторое время в Снетогорском Рождества Пресвятой Богородицы и Спасо-Елеазаровском монастырях, преподобный Савва с благословения преподобного Евфросина поселился в урочище Крыпцы. Предание гласит о том, что старец Савва принес с собой из Византии образ святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, возлюбленного ученика Господа нашего Иисуса Христа, и Сербское Евангелие. До наших дней сохранилось Сербское Евангелие и сберегается в Псковском Древлехранилище. Икона апостола Иоанна, написанная на доске, пребывала в Крыпецкой обители до 1923 года. В последующие годы икона вместе с другими святынями монастыря исчезла и находится в неизвестном месте.
Первые годы преподобный Савва жил один, подвизаясь в безмолвии, молитве, богомыслии, чтении Священного писания, ежедневных трудах и снискания себе пропитания. Икона апостола находилась в его келии. Через некоторое к святому старцу стали стекаться братия, пожелавшие подвизаться монашеским подвигом вместе с отцом Саввой. Он милостиво с радостью их принимал. Когда братия окрепла, преподобный с братией на пожертвования псковского князя Ярослава
Оболенского и других благочестивых людей построил деревянный двухэтажный храм в честь апостола Иоанна Богослова. В нижнем этаже этого храма был устроен храм святителя Саввы Сербского, небесного покровителя преподобного Саввы. Постройка первого деревянного храма согласно сведениям митрополита Евгения (Болховитинова) относится к 1475 году.
С того времени как в обители построен был храм, главным престольными праздниками в монастыре стали дни памяти апостола Иоанна Богослова – 26 сентября и 8 мая по старому стилю. В этом храме прошла вся духовная, молитвенная жизнь преподобного Саввы Крыпецкого. При соборе и был погребен старец. По прошествии времени деревянный храм стал ветшать и настоятель Крыпецкого монастыря игумен Феоктист в 1557 году выстраивает взамен ветхого деревянного новый величественный каменный из тесаной известковой плиты Иоанно-Богословский собор. Этому храму суждено было простоять многие столетия. По милости Божией он стоит и сегодня. В Иоанно-Богословском соборе проходили главные духовные молитвенные события Крыпецкого монастыря. Несомненно, такими важными, значимыми днями были и торжественно отмечались памяти святого апостола Иоанна Богослова. Данная традиция сохранялась вплоть до 1923 года, когда монастырь при советской власти был закрыт и отдан на поругание.
«Бог поругаем не бывает» . Пришло время и в 1990 году новым наместником Крыпецкого монастыря возобновилась молитва в Иоанно-Богословском соборе. Игумен Дамаскин получил возможность полностью отдать все свои силы на возрождение монастыря. Постепенно из года в год стал реставрироваться древний собор.
Первое богослужение в отреставрированном Иоанно-Богословском соборе прошло 10 января 2003 года на память прославления преподобного Корнилия Крыпецкого служением Высокопреосвященнейшего Евсевия (Саввина), Архиепископа Псковского и Великолукского, игумена Дамаскина, духовенства Псковской епархии и многочисленных паломников из России и сопредельных стран.
По благословению правящего архиерея трудами архимандрита Дамаскина со сподвижниками стало воссоздаваться внутреннее убранство храма. Был возведен деревянный резной пятиярусный иконостас. Резьба выполнялась резчиком из Могилева Александром Степановичем Куницким. Иконы написаны архитектором монастыря Александром Сергеевичем Кузнецовым. Все иконы иконостаса были полностью написаны и установлены в иконостас.
Благоукрашение храма было продолжено при наместнике Савво-Крыпецкого монастыря игумене Савве (Комарове).
Западная сторона Собора апостола Иоанна Богослова.
Вход в собор.
Восточная сторона Собора апостола Иоанна Богослова
Иконостас храма апостола Иоанна Богослова
Иконы для иконостаса храма апостола Иоанна Богослова были написаны художником Александром Сергеевичем Кузнецовым, резьба выполнена белорусским резчиком Александром Куницким. Работы велись около 15 лет, с 2003 по 2018 год.
Икона Спасителя на престоле из иконостаса
Икона Божией Матери на престоле из иконостаса
Царские врата
Храмовая икона апостола Иоанна Богослова с житием из иконостаса
Икона пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна из иконостаса
Икона преподобного Корнилия Крыпецкого из иконостаса
Икона преподобного Саввы Крыпецкого из иконостаса
Икона архангела Гавриила из иконостаса
Икона архистратига Михаила из иконостаса
Икона “Тайная вечеря” из иконостаса
Икона Деисус из иконостаса
В храме находятся следующие святыни:
Аналойная икона апостола Иоанна Богослова
Греческая икона апостола Иоанна Богослова была привезена архимандритом Дамаскиным из паломнической поездки на Афон в 2002 году.
Икона Воскресения Христова
Древняя икона Воскресения Христова 19 века. Иконописец не известен.
Распятие
Распятие было написано в мастерской белорусских иконописцев, резьба Александра Куницкого, 2018 год.
Икона святой равноапостольной княгини Российской Ольги
Икона святой равноапостольной княгини Российской Ольги была написана в 2012 году трудами белорусских иконописцев. Резьба Александра Куницкого.
Икона святого равноапостольного князя Владимира
Икона святого равноапостольного князя Владимира была написана в мастерской белорусских иконописцев в 2014 году. Резьба Александра Куницкого.
Икона святого благоверного князя Александра Невского
Мастерскя белорусских иконописцев, резьба Александра Куницкого, 2014 год
Икона преподобного Серафима Саровского
Икона троих избранных святых:
преподобного Саввы Крыпецкого,
благоверного князя Всеволода-Гавриила Псковского,
преподобного Ефросина Псковского
из Псковского музея Поганкины палаты
Икона “Трое избранных святых” датируется 19 веком (возможно 18 веком). Слева на иконе – преподобный Савва Крыпецкий, в центре – благоверный князь Всеволод-Гавриил Псковский, справа – преподобный Ефросин Псковский. Киот выполнен резчиком Александром Куницким.
Икона была передана в Крыпецкий монастырь губернатором Эдуардом Михайловичем Михайловым в 2003 году из псковского музея Поганкины палаты, является федеральной собственностью и находится в монастыре на хранении. Каждый год монастырь должен продлевать договор хранения.
Икона имеет частичные повреждения. Лик преподобного Саввы Крыпецкого был отреставрирован, низ иконы подлежит дальнейшей реставрации.
Икона преподобного Сергия Радонежского Чудотворца
Икона преподобного Сергия Радонежского в киоте с басмой была написана в мастерской Даниила Барановского.
Икона Божьей Матери “Казанская” 19 век
Икона Божьей Матери “Казанская” в ризе. 19 век. Иконописец не известен.
Икона Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Икона была написана в мастерской Натальи Алексеевой в 2001 году, киот сделан трудами резчика Олега Гладких.
Икона святого праведного Иоанна Кронштадтского
Икона святого праведного Иоанна Кронштадтского была написана в мастерской монаха Алипия (Штырева) в 2014 году.
Мощевик храма апостола Иоанна Богослова
В составе мощевика почитаются следующие святыни:
1. Частица Древа Креста Господня;
2. Частица мощей святителя Василия Великого;
3. Частица мощей святителя Григория Богослова ;
4. Частица мощей святителя Мелетия, патриарха Антиохийского;
5. Частица мощей святого благоверного князя Всеволода-Гавриила Псковского;
6. Частица мощей святого благоверного князя Довмонта-Тимофея Псковского;
7. Частица от Гроба Господня;
8. Частица мучеников 14 000 младенцев от Ирода убиенных;
9. Частица мощей святителя Игнатия Брянчанинова;
10. Частица мощей святителя Иннокентия Иркутского;
11. Частица мощей святителя Феодосия Черниговского;
12. Частица мощей преподобномученика Иоасафа Снетогорского;
13. Частица мощей благоверного князя Олега Брянского;
14. Частица мощей преподобного Макария Римлянина Новгородского;
15. Часть древа Закхея;
16. Частица мощей преподобного Герасима Болдинского;
17. Частица мощей преподобного Феодосия Кавказского;
18. Частица мощей преподобного Далмата Исетского;
19. Частица мощей праведного Иоанна Кормянского;
20. Частица мощей преподобномученицы Евдокии;
21. Частица мощей преподобного Амфилохия Почаевского;
22. Частица мощей священномученика Сергия Флоринского Эстонского.
Хоругви
Хоругви были сделаны в иконопиской мастерской Александра Сергеевича Кузнецова, швейная работа Зои Дмитриевны Кузнецовой.
В настоящее время западную и южную стороны собора Иоанна Богослова занимает притвор или так называемое гульбище, которое прежде было открытым и придавало собору большую торжественность. Ныне гульбище превращено в закрытую галерею. В XVI веке от уго-западного угла четверяка, вместо гульбища располагались лестницы: одна вела в храм апостола Иоанна Богослова, а другая – в придел святителя Саввы Сербского.
Иконы гульбища
Икона Божьей Матери “Песчанская”
Икона Божьей Матери “Песчанская” была написана в 2015 году. Иконописец не известен.
Икона Божьей Матери “Радуйся Невеста Неневестная”
Икона Божьей Матери “Радуйся Невеста Неневестная” в киоте с камнями была написана белорусскими иконописцами в 2012 году.
Икона Божьей Матери “Самонаписавшаяся”
Икона была написана белорусскими иконописцами в 2012 году.
Икона Божьей Матери “Призри на смирение”
Икона Божьей Матери “Призри на смирение” была написана белорусскими иконописцами.
Икона “Четверо избранных святых”
На иконе изображены четверо святых: преподобный Ефросин Псковский, апостол Иоанн Богослов, святитель Савва, архиепископ Сербский и преподобный Савва Крыпецкий. Вверху иконы находится изображение Смоленской иконы Божьей Матери. Это средник иконы из псковского музея, написан Санкт-Петербургским иконописцем Михаилом в 2012 году.
Икона блаженной Ксении Петербургской
Икона написана в живописном стиле белорусскими иконописцами.