АРXИМАНДРИТ ДАМАСКИН
ВОЗОБНОВИТЕЛЬ КРЫПЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ (1947-2007) Господь тысячи лет призывает нас молиться и трудиться ради спасения душ своих и процветания на земле веры Православной. Для этого Он дарует нам всё: таланты, силы, ум и волю. К сожалению, не каждый способен распорядиться ими так, как угодно Богу. Отец наш небесный по милости своей неустанно и терпеливо посылает нам духовных пастырей, служащих на земном пути примером в созидании подвигов веры. Русская земля веками славилась и славится такими пастырями. Один из них – архимандрит Дамаскин, наместник Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого мужского монастыря. Родившись в день памяти преподобного Саввы, Крыпецкого чудотворца – основателя Крыпецкой обители, отец Дамаскин последние семнадцать лет своей жизни служил в этом монастыре. Именно батюшке Господь уготовил возродить из руин и небытия когда-то цветущую святую обитель, а потом и возглавить, как много веков назад создал её преподобный Савва Крыпецкий. «Совпадение» – констатирует невоцерковлённый человек. «Промысел Божий» – подивится и обрадуется православный христианин. И действительно, вся жизнь Батюшки, так тепло и по родному называли его духовные чада, это чудо Промысла Божия, направившего во Псковскую землю ничего неподозревающего юношу. Этими словами будет начинаться книга воспоминаний об отце Дамаскине, издание которой готовится в стенах Крыпецкого монастыря к пятой годовщине со дня кончины подвижника Божия. Может, и об этой книге думал батюшка, когда в одной из бесед о том, сколько было пережито трудностей и радостей за годы восстановления обители, вдумчиво сказал: «Да, книгу можно написать, и не одну!»
Наместник Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого мужского монастыря Псковской епархии архимандрит Дамаскин (в миру Иван Евгеньевич Сахнюк) скоропостижно скончался 29 ноября 2007 года. Будущий наместник родился 10 сентября 1947 года в деревне Большой Праутин Славутского района Хмельницкой области Украины. Во Святом Крещении Иван носил имя святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которого всегда глубоко почитал. Не случайно, думается, и Псковское монастырское подворье именно при отце Дамаскине разместилось при соборе Рождества Иоанна Предтечи. Отец Ивана, Евгений Лаврентьевич (в крещении Зиновий), будучи мастером на все руки, отработав механизатором, потрудился и завхозом в школе. Разносторонние способности отца, его хозяйственность и практичность унаследовал старший сын Иван. Мать, Аполлинария Родионовна, вела домашнее хозяйство и растила четверых детей. Она, с малых лет стремившаяся к монашеству, была глубоко верующей благочестивой христианкой, посещала храм и воспитывала детей в вере. В настоящее время родители архимандрита Дамаскина живут в Крыпецком монастыре. Мать приняла монашеский постриг с именем Варвара от руки своего сына, настоятеля обители, 17 декабря 2003 года. Отец состоит в братии Крыпецкого монастыря и также принял постриг монашество 3 сентября 2011 года в с именем Аврамий в честь преподобного Аврамия трудолюбивого, Печерского от руки игумена Саввы.
Отрок Иван с ранних лет полюбил церковную службу и пение, усердно постился. Сестра его, ныне монахиня Мариамна, пострижена игуменом Саввой в Великом Посту 2009 года в честь праведной Мариамны сестры апостола Филиппа, (Мария Евгеньевна Малыгина) вспоминает, что в школе десятилетке, в которую ходили они за 4 км в деревню Красностав, «Иван был особый, странный тихий ребенок – не дрался, не ссорился ни с кем. А его – то толкнут, то мешочек с книжками подожгут. Он стоит – плачет, худенький такой. А спросишь, почему сдачи не даёт, отвечает: “За меня Ангел заступается. Мне не больно”». Сегодня понятно, что присутствие Промысла Божия уже тогда ощущалось во всём: «В классе пятом или шестом соседские ребята залезли в чужой огород. То ли за маком, то ли за яблоками. Там был невысокий плетень. Они через него сиганули и спрятались в картошку на нашем огороде. А брат в это время ремонтировал велосипед, его соседка Варвара и прихватила – то за волосы, то за уши тянет. А мать булки в печь только поставила, вышла и видит, соседка трясёт Ивана. “Ребят я видел, но меня с ними не было”, – говорит Иван. Когда соседка успокоилась, Иван и добавил: “Придёт время, вы руку у меня будет целовать. Мне Ангел сказал”. Мать только руками развела. Прошло много лет, бабушка Варвара приехала к нам в Печёры. Вечером пошли в храм. И она взяла у батюшки Иоанна Дамаскина благословение».
В 1952 году Иван окончил Красноставскую восьмилетнюю школу. Затем работал в местном колхозе. После призыва в армию с I960 по 1968 год служил в строительном батальоне в Сибири. Демобилизовавшись, больше года работал штукатуром на стройках Ангарска. Не раз благочестивому юноше приходилось слышать насмешки в свой адрес, встречать непонимание со стороны окружавших его молодых людей. Наконец, он решил вернуться на родину. По возвращении на Украину Иван первое время работал санитаром в Яблуновской больнице. В те же годы юноша совершает паломничества по монастырям: побывал в Почаевской лавре, Корецком монастыре, Жировицкой обители, Вильнюсском Свято-Духовском монастыре. Матушки из Корецкого монастыря рассказали о красоте и строгости монашеской жизни Псково-Печерского монастыря, тогда Иван загорелся желанием туда поступить. В марте 1971 года Иван вступил в братию Псково-Печерского монастыря. Его ревностное послушание и смышлёность приметил наместник обители – архимандрит Алипий (Воронов, + 1975), который взял Ивана к себе в келейники. Послушание келейника оставалось за молодым человеком с 15 марта 1971 года до 1 марта 1974 года. 4 апреля 1972 года архимандритом Алипием он был прострижен в рясофор. А в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, 12 июля 1973 года, митрополитом Иоанном (Разумовым + 1990) рукоположен во иеродиакона. Одним из основных послушаний Ивана в монастыре было клиросное. Молодой иеродьякон обладал красивым тенором и часто пел на богослужениях. 20 декабря 1974 года Иван был пострижен в монашество экономом монастыря архимандритом Иринеем (Пономаревым, + 1975) с именем Дамаскин в честь преподобного Иоанна Дамаскина. Об этом событии рассказывал сам батюшка: «Хотел, чтобы отец Алипий постригал. Но благословил он архимандрита Иринея. Я ему сказал, что хотел бы, чтобы сам игумен постригал, а Алипий мне: “Придумал тоже, тебя сама Матерь Божия постригает”». 5 марта 1975 года, в день памяти преподобномученика Корнилия, он был рукоположен во иеромонаха. «Когда Отец Алипий уже болел, батюшка наш переживал тяжело», – вспоминала сестра отца Дамаскина, – «сказал архимандриту: «Давайте за вас умру!» А Алипий ему сказал: “Так нельзя. Мой путь жизненный заканчивается, а у тебя много пути впереди. Тебе предстоит дорога тернистая”. “Благословите уехать на Афон”, – просил батюшка. “Нет, на Афон пусть другие едут, у тебя будет свой Афон“, – напутствовал батюшку отец Алипий». После смерти отца Алипия духовником батюшки стал отец Иоанн Крестьянкин.
Священником отец Дамаскин по благословению архимандрита Иоанна (Крестьянкина, + 2006) исповедовал и духовно окормлял многих православных людей, которые, став его духовными чадами, остались ему преданными долгие годы. В последующие годы в Печорах у иеромонаха Дамаскина послушанием стало регентство братского хора. По воспоминаниям очевидцев в те годы прекрасное пение хора умиротворяло и даже вызывало слёзы на глазах у многих паломников, молившихся за монастырскими богослужениями. Многие, как и иеромонах Пантелеймон, признают, что «прежде всего, пение отца Дамаскина оказало на меня огромное влияние. Живое исповедование его веры было и в том, как он слушал службу, каждое слово… Был он человеком огромного духовного опыта и веры, огромного сердца, где было место для каждого. Я видел это лишь у Печерских старцев».
В 1983 году по благословению митрополита Псковского и Порховского Иоанна иеромонах Дамаскин был назначен настоятелем Тихвинского храма в селе Добрывичи Бежаницкого района Псковской области. Служа на этом приходе, батюшка сильно заболел, и Владыка Иоанн в 1984 году переводит его настоятелем храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в поселке Старый Изборск Печёрского района. В 1985 году отцу Дамаскину снова пришлось поменять приход. Владыка Иоанн благословил батюшку служить в храме Святителя и Чудотворца Николая в селе Зобки Пыталовского района. Каждый приход, на котором нёс своё служение отец Дамаскин, вскоре преображался: в храме делался ремонт, появлялись новые иконы, поддерживались порядок и чистота. Богослужение совершалось неторопливо и благоговейно. Многие духовные чада прилепились к батюшке за его простоту, искренность, строгость и преданность своему священническому долгу. Но какими трудами и по скольким молитвам это совершалось, помнят только пережившие всё это: «В Зобках были восемь лет. Разруха полная. В храме деревянном всё было облеплено газетами, грязища невероятная… Тяпкой скребла везде. Сделали полный ремонт там. А с нами, что только не творили, только что не посадили. Откуда средства? Епархия помочь не могла ничем в те времена. Когда заметало дороги, то, чтобы просфоры на службу взять, двадцать два километра до Пскова мы шли пешком. Неделю служили и опять в дорогу: краску надо найти, стройматериалы, из Эстонии привозили, пилили сами с матушкой Иоанной… За плохое пение с ошибками, и меня наказывал… Чтоб готовилась тщательнее… А когда готовиться? Еду приготовить, в храме убрать, покрасить… Первое время люди от нас шарахались. До батюшки Дамаскина там управляла двадцатка и тамошний батюшка был – никто, так люди себя вели… Поначалу и с нами так… Никто не верил, что отец Дамаскин церковь поднимет… А потом люди увидели его трудолюбие, и стали приносить деньги, знали – отец Дамаскин их только на восстановление храма и потратит. Кто рубль, кто два… Деньги художникам за иконы собрали так. Наступил сезон черники. И мы с мамой пошли в лес её собирать. А потом несли на базар. Собирать чернику тоже не легко было. Людей по лесу ходило много, всё повыбрали… Хожу, ищу места ягодные и молюсь: “Помоги Господи, надо же деньги как-то отдавать”. И Господь меня услышал, нашла такое место, где нога человеческая не ступала. В четыре часа утра – уже в лесу. Набирали по 4-5 вёдер в день. Два дня ягоды собирали, на третий я везла продавать их. Успевали в тот же день опять в лес идти… А осенью – за клюквой… И за полгода с художниками рассчитались за иконы».
О печальной судьбе разрушенного в годы богоборческого режима Крыпецкого монастыря рассказали в конце 1989 года отцу Дамаскину его духовные друзья – игумен Елевферий (Попов) и протоиерей Павел Адельгейм. Возможно, звучало это приблизительно так. Крыпецкая обитель возникла во второй половине XV века. Её основатель преподобный Савва Крыпецкий пришёл со Святой Горы Афон, из сербского монастыря, принёс с собой образ святого апостола Иоанна Богослова и Сербское Евангелие, которое ныне в Древлехранилище Псковского музея. Из Елеазаровской обители от преподобного Евфросина отпросился он в пустынножительство духовное в урочище Крыпцы. На холме среди болот и лесов дремучих возле небольшого озерца построил Савва себе хижину и стал жить. Благочестивые дела преподобного, преодолев долгие века по кончине святого, сложились в страницы «Жития святого преподобного Саввы Крыпецкого» со многими чудесами. С обителью связаны судьбы преподобных Нила Столобенского и Никандра пустынножителя, пресвитера Василия-Варлаама, монаха Антония (в миру – первый российский канцлер Лаврентий Ордин-Нащокин), митрополита Евгения (Болховитинова). Многовековая славная история не спасла монастырь от запустения в годы правления безбожников. После закрытия обители в революционные двадцатые годы в ней разместился совхоз «Крыпецы» Торошинской волости. В 1930 году монашеские могилы были срыты. В нижнем подклете монастырского собора держали совхозный скот. В верхнем Иоанно-Богословском храме жили семьи совхозников. Покинутый своими законными насельниками монастырь стал быстро разрушаться. Особенно сильно пострадал он в Великую Отечественную войну. Несколько бомб попало в колокольню, сгорели кровли всех зданий. К концу 50-х годов от него остались только полуразрушенные собор и колокольня. Оставленный без заботы и внимания монастырский комплекс, эпизодически посещаемый паломниками, окончательно разрушается в огне пожара 1983 года, который уничтожил не только временные кровли, но и сохранявшуюся до того времени барочную главу собора XVIII века. Павел Адельгейм предложил организовать там приход и открыть храм. С этой идеей обратился к митрополиту Владимиру, тот согласился, но не знал, кому можно доверить эти труды. К тому же, чтобы возродить там храм, а в идеале – монастырь, нужен не просто священник, а монах. И отец Дамаскин загорелся идеей восстановления обители. «Крыпецкий монастырь был для батюшки Промыслом Божием», – считает его сестра, – «Двенадцать лет, после ухода их Псково-Печерского монастыря, батюшка служил в разных храмах. Тяжело было ему ходить по миру. “Хоть бы уйти в монастырь”, – говорил он. – “А помирать я буду на болотах”». Как-то ему приснился сон, что ему передают посох! А через год он появился в Крыпцах. Он о нём и не слышал раньше. Запали эти места ему в душу. Вместе с ними пошли и мы – я, муж мой, матушка Иоанна».
Получив благословение архиепископа Псковского и Великолукского Владимира (ныне митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский), батюшка в короткий срок собрал подписи верующих, необходимые для регистрации прихода. «Отец Дамаскин был очень энергичным. Он быстро сформировал идею монастыря», – вспоминают соратники батюшки. – «Решительно взялся отец Дамаскин за восстановление монастыря. Поначалу не оставляя и службы своей в Зобках, начал оформлять документы на приход». В 1990 году Крыпецкий монастырь был возвращён Русской Православной Церкви. К празднику Святой Пасхи, 10 апреля 1990 года, иеромонах Дамаскин был возведён в сан игумена.
К приходу в обитель отца Дамаскина Крыпецкий монастырь являл собой удручающую картину: Иоанно-Богословский собор, колокольня с трапезной Успенской церковью лежали в руинах, не было ни дороги, ни электричества, ни элементарных условий для проживания. «Добраться до Крыпецкого монастыря было трудно, дороги не было, гать… Мы вели журналистов по ней, перебрасывая брёвна, держась за кусты, перепрыгивая через канавы… Я привозил к нему иностранцев – немцев, голландцев, итальянцев, англичан. Некоторые из них приняли православие… Немецкий оператор, по пояс провалившись в болото, спрашивал потом: “Мы что, развалины поближе найти не можем?” Чтобы заснять колокольню, храм Иоанна Богослова, всё, что сохранилось, лезли по решётке», – вспоминал о. Павел Адельгейм. – «Деньги, которые удавалось собрать, тратил на восстановление монастыря: покупал жесть, лес. Начал строить дом для архиерея, а сам жил в палатке. И столовая была в палатке». С Божьей помощью, усердием паломников и духовных чад отец Дамаскин начал восстанавливать обитель.
Первая Божественная литургия в монастыре была совершена 10 сентября 1991 года в приделе преподобного Саввы Крыпецкого на кирпичном престоле. В службе приняли участие до ста верующих паломников, которым пришлось добираться до обители, словно во времена святого Саввы, через болота по кочкам и гатям. Тогда же епархия утвердила настоятелем будущего монастыря священника Никольской церкви деревни Зобки о. Дамаскина. Продолжая служить в своём храме, он немедленно приступил к сбору средств и материалов для возрождения обители. Сам о. Дамаскин приспособил под свою келью нижний ярус аварийной колокольни. Батюшка позже рассказывал труднику Родиону: «В колокольне разбитой жил, спал и на холоде, и на сене, и на кирпичах, и на дровах, и на досках, и в чистом поле… Ничего не боюсь…» Еще и в июле 1991 года на месте бывшего монастыря были заросли бурьяна, руины, и царила мерзость запустения. Лишь прибранная почитателями могилка преподобного Корнилия на кладбище, столбики кирпича с оплывшими свечами и венок искусственных цветов в алтаре церкви говорили о посещениях обители верующими и эпизодических богослужениях. Так он начинал строить Храм. Еды почти не было. Приходили люди, якобы помогать, ночью воровали последнее… В рюкзак еду сложат и бегом из обители… Помочь было некому – одни бабушки приходили помогать. В тяжёлых рюкзаках несли провизию в обитель. А в храме до прихода отца Дамаскина был и скотный двор, и цемент хранили, и колхозники там жили – детей там зачинали… Батюшка рассказывал, как он ломом крушил этот цемент, расчищал храм – руки до крови натирал, кожа с рук его сходила полностью… Так “горел” он, восстанавливая храм… И за всё благодарил Господа. Без Божией помощи этого не могло быть.
Молитва и неустанные труды игумена Дамаскина по восстановлению Крыпецкой обители не прекращались ни на один день. В первую очередь это были хлопоты по строительству шестикилометровой грунтовой дороги и созданию необходимых условий для проживания. Инокиня Вера (Надежда Павловна Остапчук) приехав в Крыпцы впервые «увидела лишь разрушенную колокольню, церковь без куполов, всю в лесах». Запомнилось ей, что «трапезной тогда не было, монахи и батюшка ели на досках. Земли пустовали… Кругом ползали змеи… Некоторые люди, приезжая сюда и видя запустение, падали духом».
И всё же в людях крепла уверенность, что ««паровоз» запущенный отцом Дамаскиным, по выражению одного из духовных товарищей батюшки, тронулся с места и теперь его не остановить. В этот период Администрация Псковской области во главе с губернатором В.Н. Тумановым начинает оказывать помощь в восстановлении Крыпецкого монастыря. Прокладывается по болотам дорога, с проведением строительных работ в храме появляется возможность совершать ежедневные дневные богослужения в теплом, благоустроенном приделе преподобного Саввы Крыпецкого.
1 февраля 1992 года игумен Дамаскин по совместительству был назначен исполняющим обязанности настоятеля Крыпецкого монастыря, а 27 марта 1995 года – наместником обители. В сентябре того же года в монастыре появились первые братия: игумен, иеромонах и пять послушников. О трудностях общежития первых насельников вспомнил отец Савва: «Отец Дамаскин встретил меня словами: “Мест у меня нет“. Батюшка так поступал почти всегда – проверял, как человек отреагирует, действительно ли, для него важно быть именно в этом монастыре, готов ли отказаться от пагубных привычек… На дворе был октябрь. Трапезной тогда еще не было, в том месте стояли станки, верстаки. Там, у печки я и заночевал. Прошло несколько дней. А потом сам батюшка принес мне подушку. Любовь не заключается в простой улыбке, она сопряжена со строгостью. Отец Дамаскин был добрым и строгим одновременно. И каждый в нём видел и отца, и пастыря. Он для каждого что-то сделал – молитвой, делом, своими руками, своим сердцем. Я стал помогать повару, возил воду на лошади. Дядя Саша, повар наш, в четыре часа утра чесал меня за пятку, чтоб добудиться. Спали мы на нарах, лежали на них как патроны, такая теснота была». А вот первые впечатления будущей постриженицы игумена Саввы монахини Евпраксии (Еннафы Рысевой): «Кругом было почти пустынно. Стоял домик игумена, банька, коровник, больше ничего не было. Храм был в лесах. В монастыре тогда было всего семнадцать человек. Службы – лишь по субботам и в воскресные дни. Первое моё послушание было на коровнике. Тяжело приходилось всем. Бедность… Холод… Ночью при свечах шила рукавицы из старых брюк – рабочие заготавливали дрова, а рукавиц у них не было. В монастыре был маленький автобус и грузовик, батюшка сам дрова и возил».
10 сентября 1995 года было торжественно отмечено 500-летие преставления преподобного Саввы Крыпецкого. К празднику в первую очередь восстанавливалась соборная церковь и реставрировался нижний предел во имя святого. Для обновлённого придела выстроен общиной и расписан новый иконостас. Почти всё намеченное сбылось. И монастырь получил к этому дню свой первый полностью восстановленный храм святого Саввы Крыпецкого. И к радости присутствовавших, он не смог вместить всех желающих, собравшихся на праздник, и богослужение велось снаружи, у стен возвращённого из небытия с Божией помощью собора. Ничто не могло помещать торжеству, даже отсутствие электричества, которое было проведено в монастырь лишь в 1997 году. До сих пор можно услышать из уст прихожан: «В миру ни один человек никогда не поймет, что надо было сделать, чтобы провести в обитель электричество. Да найти на трансформатор пять миллионов». На трансформатор дал денег Анатолий, врач из Москвы. Деньги, казалось, сами шли в монастырь. Не сами, конечно. Люди помогали, как только батюшка озвучивал нужды своей обители. Всё в руках Божиих… Архитектор Александр Сергеевич Кузнецов (Псков) «всю жизнь жалел, что не было возможности спроектировать Храм». Только сейчас в немолодые мои годы это случилось: «Лет двадцать назад я прочитал книгу Морозкиной о Псковской земле и Крыпецком монастыре, захотелось посмотреть на памятник XVI века. Сделать это было не просто. Но как только появились первые публикации о возрождающемся монастыре, возможность ему помочь, я вернулся к мысли увидеть эти святые места. Лет шесть назад мы с женой Зоей Дмитриевной впервые приехали в монастырь. Какими духовными путями приходит помощь, объяснить нельзя… Попросили меня сделать икону для Крыпецкого монастыря, и отец Дамаскин пригласил приехать, писать иконы для Иоанно-Богословского собора. Я предложил батюшке свою помощь. Работать с ним было поначалу не просто. Случались размолвки. Ему не хватало художественного… культурного… строительного опыта. Как архитектор я был потрясён. Работы по восстановлению монастыря велись стихийно, без участия профессиональных архитекторов… Хотел я даже гневно обратиться к Владыке… Да робел я перед отцом Дамаскиным, внешне он был суров… В монастыре я оказался единственным проектировщиком. Первым помощником мне стал прораб Геннадий Евгеньевич Губко. 300 листов проектов… Я черчу, Геннадий рассчитывает на компьютере. Он хороший инженер. У нас не было времени на разработки, согласования, получение лицензии на реставрационные работы. И где на них деньги взять? Все деньги ушли бы не на строительство монастыря, а на согласования да лицензии… Один проект – дренаж, водоканал – 500 тысяч рублей стоит!» И тут, конечно, без Божией помощи человеку не справиться. О таком Господнем вспоможении через преподобного Савву, Крыпецкого чудотворца повествуется в «Чуде о необыкновенном обретении средств на восстановление монастыря» из Жития Саввы Крыпецкого: В середине 90-х годов XX века, когда обитель стояла в разрухе, для отца Дамаскина каждый день на новом месте служения был чудом. По Божией благодати ему было доверено великое дело восстановления святого места, ибо монастырь после долгих лет разорения был возвращен в лоно Православной Церкви. Обживаться на новом месте приходилось почти как преподобному Савве: в глуши, без дорог, без средств, без трудников и рабочих. Твёрдая вера в помощь Божию, молитвы к святым угодникам помогали настоятелю смиренно обивать пороги власть имущих и новых богатеев и просить на святое дело. Много важных в своей мирской суете приемных обошёл отец Дамаскин. В некоторых даже и слушать его не хотели, указывая на дверь. Всё терпел подвижник ради Господа. Так, в очередной раз, ушёл он ни с чем из приемной начальника одного из предприятий славного града Пскова. Ушёл и забыл, как и называлось место, где просил без пользы. Но не пришлось забыть об этом посещении начальнику, к которому не допустили наместника. Потом он сам поведал отцу Дамаскину, что в ту же ночь после неудачного визита просителя, ему, всегда спавшему крепким сном без сновидений, вдруг привиделся во сне старец с белой круглой бородой на фоне храма. Старец указал на полуразрушенный этот храм, на ветхую колокольню и призвал помочь в их восстановлении. Проснувшись, начальник подивился такому сну, но за делами тут же забыл о нём. На следующую ночь видит он то же видение. И так три ночи подряд являлся ему во сне необычный старец. Необъяснимая тревога вошла в сердце начальника. Старец во сне говорил, что помочь надо какому-то монастырю, но где он – об этом не сказал ни слова. Стал начальник ездить по окрестным псковским обителям. Побывал в Печерском, в Снетогорском, Спасо-Елеазаровском монастырях и в других местах, но все были не похожи на ту обитель, что видел он во сне. Хотел уж было оставить поиски, да услышал, что открылся новый монастырь под Псковом – Крыпецкий. Нашёл по карте село Крыпецкое. Как плутал, пока доехал, и вспоминать страшно: дорог проезжих тогда к обители не было. Добрался к вечеру и узнал, наконец, «свой» монастырь. К нежданному гостю из полуразрушенной колокольни, где он и жил тогда, вышел отец настоятель. Тут-то и поведал ему начальник свою историю. Отец Дамаскин подвёл гостя к иконе преподобного Саввы, и гость сразу же узнал старца из своего сна. Руководители этого предприятия неоднократно помогали обители и транспортом, и деньгами, и полезными в строительных делах подарками. А наместник и братия не забывают поминать своих помощников в молитвах.
Летом 1997 года по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия батюшка посетил Святую Землю. А по возвращении, 22 июля 1997 года в обители состоялось обретение мощей преподобного Корнилия Крыпецкого. Очевидец этого события, архимандрит Дамаскин однажды сам ретроспективно восстановил ход событий: «За год до открытия мощей приезжал к нам осенью 1996 года Высокопреосвященнейший архиепископ Евсевий: “Пишут, что мощи Корнилия положили неправильно, надо бы проверить, так как есть пророчество, что после исправления ошибки судьба России переменится к лучшему. Нужно бы поискать мощи“. Архиепископ Евсевий благословил открыть захоронение. В назначенный день с утра случился дождь, и предпринятое решили отложить на неопределенное время. После очень мокрой осени резко всё замерзло — зимой не будешь копать. И весна следующего года выдалась дождливой, но благословение же надо исполнить. За труды Владыка благословляет меня на Святую Землю в Иерусалим, в паломническую поездку. Когда вернулся через три недели я со Святой Земли, сразу же решили начать копать внутри могильной оградки, где можно было предполагать местонахождение мощей. Трудилось четыре человека. Прокопали более чем на 1,5 метра в глубину и площадью примерно в 4 кв. метра. В этот день — 22 июля 1997 года — было необычайное солнце, вокруг радуга круглая, я такой никогда не видел. Июль месяц жаркий. Долго не было дождя. Вдруг повеяло благоуханием. Я тогда предложил – переместимся с раскопками немного вперед. Спустя некоторое время, поскольку день приближался к закату, решено было продолжить работу на следующий день. Едва утром копнули в новом месте, показалась головка, желтенькая такая. Над самим телом располагался пенек с корнями, которые его прикрывали; а где лежала голова, там была тропинка, по ней люди ходили. Пенёк с корнями мы вытащили и раздавали потом по частичкам людям. Ко второй половине дня найдены были: полный скелет человека, часть монашеской одежды и крест деревянный. Как выяснилось, само захоронение оказалось не в черте бывшей ограды, как предполагалось ранее, но в стороне на восток. Когда вынули из могилы все останки и очистили их от земли, братия заспорила – омывать косточки или нет? Июль в том году на удивление был жаркий и сухой. Небо давно не давало дождя. И в день раскопок стояла солнечная ясная погода. Но вдруг, откуда ни возьмись, среди ясного неба набежали облака, и хлынул ливень с крупным градом. Пока все бежали под навес, многие насквозь промокли. Шёл дождь около пятнадцати минут. Сама природа дала знать, чтобы останки не оставлять в воде и грязи в прежней могиле, а перенести в храм. Выкопали мощи – недоумеваем: что делать дальше? Сначала думали перезахоронить. Неожиданно хлынул ливень, все косточки омыл. Так Господь вразумил нас, что косточки надо поднимать, просушивать. Подняли их, кладём на белое полотно (высохли они моментально). Положив в гробик, с колокольным звоном, с кадилом несём в Храм. И такое пошло обильное благоухание! А на дворе после дождя ярко сияет солнце; видны двойные радуги на востоке. Обитель была в радуге».
А в самом начале 2000 года Псковская земля стала свидетельницей редчайшего события – первой и последней в XX веке канонизации в Псковской епархии, прославления монаха Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря Корнилия в лике местночтимых преподобных святых. Свершилось событие, которое всем сердцем ждали три поколения русских людей, распознавших в этом скромном псковском монахе подлинного человека Божия. На протяжении всего XX столетия, задолго до прославления блаженного монаха Корнилия, верующие люди – от знавших преподобного лично до слышавших о нём только по посмертным народным преданиям – почитали его за праведную жизнь и благодатные дары. Невзирая на недовольство богоборческих властей, год за годом совершали они паломничества к месту его погребения – на монастырское Крыпецкое кладбище в труднопроходимых псковских болотах. На исходе столетия в Церкви нашей состоялась духовная оценка личности блаженного монаха Корнилия, его слов и деяний, достойное признание его благочестивой подвижнической жизни и доброго скончания им монашеского пути. Без сомнения, навсегда сохранят богомольцы память о духовном ликовании в день прославления преподобного Корнилия Крыпецкого и о Промыслительном участие архимандрита Дамаскина в приближении этого благодатного события. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II Владыка Евсевий 10 января 2000 года совершил первый молебен новопрославленному местночтимому святому преподобному Корнилию Крыпецкому. А на столетие кончины преподобного совершалось архиерейское богослужение в верхнем отреставрированном приделе апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Жизнь монастыря шла своим чередом. В последующие годы были восстановлены переход (с малой колокольней) между собором и большой колокольней и сама колокольня. А ведь ещё недавно в книге «Крыпецкая обитель» писалось об утраченном век назад переходе. Всё возвращалось по милости Божией и трудами Батюшки с братией, благодетелей, трудников и паломников. Первые монастырские колокола были пожертвованы духовными чадами отца Дамаскина к Пасхе 1996 года. А вот набор для большой колокольни отец настоятель подыскивал сам, он составил надписи и выбрал образы для колоколов. Благодаря пожертвованию благотворителя обители А.Н. Невского в праздник преподобного Корнилия, 22 июля 2007 года, в обители зазвучали новые колокола. Все три месяца перед подъёмом новых колоколов на колокольню батюшка сам звонил на зазвонных колоколах. Мог ли он предполагать, что благовествование это происходит рядом с местом его будущего погребения?
За время своего наместничества отец Дамаскин сумел кроме восстановления храмов отстроить добротное монастырское хозяйство: дома для Владыки, наместника братии, трудников, паломников, различные мастерские, коровники, бани, хлебопекарню, сараи, теплицы. Был разбит прекрасный сад, вырыты осушительные канавы, пруды для разведения рыбы, начато строительство монастырской ограды со Святыми и хозяйственными воротами, освоено десять гектаров под огороды и двадцать гектаров под сенокос. Кажется странным, когда приходится повторять, что не для себя он всё это строил, а в Бога трудился. По воспоминаниям очевидцев Батюшка помогал многим тайно, многим явно. В посты молочные продукты отвозил в детские сады. «Милостью Божией я была свидетельницей этого святого дела милосердия», – пишет духовное чадо батюшки Наталья Шершнёва. – «Было это так: батюшка нагрузил творогом и другими продуктами машину, и мы поехали в Псков. Заехав на территорию детского сада, батюшка пошёл к воспитателям, после беседы он передал продукты. Тем временем дети обступили машину, а потом и батюшку. Некоторые малыши брали благословение».
В 2000 и 2007 году Крыпецкому монастырю были переданы под подворья два храма: Святителя и Чудотворца Николая и деревне Торошино и собор Рождества Иоанна Предтечи в Пскове, в которых сейчас служат священниками батюшкины духовные чада – иереи Василий Кондратюк и Владимир Крук. Подворья всегда были под опекой отца игумена. Начатое им в 2002 году строительство каменного двухэтажного храма святителя Николая в деревне Торошино ныне завершено, освещены и колокола на звоннице. Игумен Савва (Комаров) с братией Крыпецкого монастыря продолжает молитвенное делание и труд по благоукрашению храма Иоанна Предтечи на псковском подворье: на звоннице установлены колокола, идёт возведение кованой ограды, интерьер собора украсился решёткой на солее, многими иконами. Радуйся, архимандрит Дамаскин, отец наш духовный, трудам продолжателей дел твоих, и молись о нас грешных.
За усердные труды на ниве Господней архимандрит Дамаскин неоднократно удостаивался церковных наград: в 1983 году он был награждён наперсным крестом, в 1989, 1997 годах – грамотами, в 1995-м – крестом с украшениями, в 2000-м – палицей, в 2007-м – орденом Преподобного Сергия Радонежского Ш степени. К празднику Святой Пасхи в 2005 году отец Дамаскин был возведён в сан архимандрита.
Не удивительно, что всё в возрождаемом монастыре начиналось с благословения архимандрита Дамаскина и при его личном участии, будь это храмовое богослужение, чтение Неусыпаемой Псалтири, поминовение благодетелей, пение на клиросе или строительные, хозяйственные и полевые работы. Ничто не оставалось без его попечения: приготовление пищи, заготовка припасов, сбор средств, предпраздничные хлопоты, духовное окормление чад и паломников и многое, многое другое. При всей наружной строгости отца Дамаскина многие духовные чада и паломники при общении с ним ощущали душевное тепло, «отогревались» в лучах его доброты и искренности, отмечали его христианское милосердие, простоту и жизнерадостность. Не только монахиня Гавриила (Клавдия Гавриловна Царёва) обратила на это внимание: «Он был строгим, его даже побаивались, но умение батюшки быть справедливым, прощать, его искренность и чистота сердца, оправдывали эту строгость. Он любил радовать людей подарками, был всегда неизменно хлебосолен. С особой ответственностью относился батюшка к усопшим, просьбам о молитве за упокой он выполнял неукоснительно. Уже в первые годы служения в монастыре, он ввел поминание усопших на Псалтыре. Он советовал заказывать молитвенную службу и подавать записки за упокой, уделял большое внимание домашней молитве по умершим». И запоминался паломникам и насельникам не только батюшка-труженик, но и благоговейный молитвенник: «Никогда я не забуду, как отец Дамаскин мчался в храм на службу, как он гнал машину, чтоб успеть, как спешил послужить Богу, как боялся обидеть Господа своим нерадением, небрежением, как он летел, как птица! Мы – сестры пошли ужинать, а потом только в храм, а батюшка предпочёл Небесный хлеб – земному. Теперь, спустя годы, я вспоминаю этот миг, это рвение батюшкино. У меня до сих пор перед глазами образ “летящего“ в храм батюшки».
«В последнее время его главной земной целью была установка колоколов и устройство колокольни. Колокола освящались на земле, поднимали их краном, батюшка торопил: “Быстрее!!! “ – рассказывала монахиня Гавриила. – Надо было видеть его лицо, когда подняли колокола, оно было просветлённое, сияющее, абсолютно счастливое. И перед всеми нами открылась необъяснимая красота, казалось, что небо стало ближе к земле, лёгкое тёплое дуновение ветра было как дыхание Ангелов в ту минуту… И вдруг, поднялись в небо голуби, и трижды голубиная стая обвила колокольню… В тот день отец Дамаскин сказал: “Я своё задание выполнил. А всё остальное – Андрею“. Помощью этого человека возрастает монастырь не один год. Через неделю отца Дамаскина не стало…»
29 ноября 2007 года подвижническая жизнь архимандрита Дамаскина неожиданно оборвалась в автокатастрофе на дороге из обители в Псков. Отец Савва (Комаров), наместник Крыпецкого монастыря вспоминал: «В тот день шёл снег. Гололед был. Я попросил у отца Дамаскина благословение на освящение врат. Видел, как батюшка смахивал снег со стёкол машины белым полотенцем. Поехал. Мы в это время начали молебен у ворот. Когда читали акафист Иверской Божьей Матери, батюшка и разбился. В акафисте том есть слова: “Радуйся, вратарница, двери райские верным отверзающая…“ И Господь открыл ему свои двери. На нём было, конечно, Попечение Божие. Потом, когда сообщили о беде с батюшкой, мы начали молиться. Псалтырь весь прочитали, а когда стали читать третий акафист Святителю Николаю, отец Михей вошел и сказал мне тихо: «Всё». И стали служить панихиду. Поднялся рёв. Владыка Евсевий, когда ставили колокола, сказал, что отец Дамаскин совершил подвиг: “Я бы Дамаскину при жизни памятник построил“. А батюшка ответил тогда: “Владыка, колокола на месте, кресты на месте, пора мне на покой“…
На этом месте, где в тот светлый день Владыка говорил о батюшке, и похоронен отец Дамаскин».
«Накануне дня гибели отца Дамаскина я ночевал в монастыре – устанавливали крест на центральном куполе. Днём батюшка уезжал в город и просил: “Без меня не ставьте“. Но мы заказали крановщика и крест поставили. Получилось криво, пришлось срезать, переваривать. И рассказать об этом батюшке. И следующую ночь не спали, о чём-то спорили. Утром отец Дамаскин опять уезжал, перед отъездом сказал: “Я еду в город, потом доспорим“. Не доспорили…» – вспоминал А.С. Кузнецов.
Скорбная весть о кончине батюшки мгновенно облетела все монастыри и храмы Псковской епархии, всех чад отца архимандрита. «В пять он умер, а часов в семь Владыка позвонил нам в монастырь: “Это для меня удар. Но мне Господь открыл: он с Преподобными. И в гробу отца Дамаскина хороним зелёном – преподобническом. Не убивайтесь, сам Господь подтвердил, что он с Преподобными. Так Богу нужно… “ А сам плачет», – рассказывала монахиня Мариамна. Нескончаемый поток богомольцев потянулся к подворью Крыпецкого монастыря – собору Рождества Иоанна Предтечи в Пскове, где находился гроб с телом почившего наместника. Первая лития была совершена священноархимандритом Крыпецкого монастыря Высокопреосвященнейшим Евсевием на монастырском подворье в храме Рождества Иоанна Крестителя в сослужении псковского духовенства 30 ноября в 15 часов. Владыка поделился сердечной скорбью о невосполнимой утрате для Псковской епархии, сказал и о том, что «архимандрит Дамаскин был настоящим молитвенником, подвижником духа. Особенно тяжело прощаться с Божьими людьми, которые были утешением и помощью в архиерейском служении».
В Псковскую епархию поступили соболезнования со всей России, потому что отец наместник был известен далеко за пределами Псковской области. Первое сердечное письмо было получено от одного из близких помощников отца Дамаскина, экс-губернатора Псковской области, а ныне первого заместителя председателя Федерального арбитражного суда Московского округа Туманова Владислава Николаевича. Многочисленные паломники и духовные чада в течение трёх дней могли попрощаться со своим духовным отцом. Всё это время днём и ночью братией обители читалось Евангелие и служились великие панихиды об упокоение новопреставленного отца наместника. Парастас с Божественной литургией был совершён у гроба 1 декабря. Утром 2 декабря гроб архимандрита Дамаскина был перевезён в кафедральный Свято-Троицкий собор в Пскове, где Владыка Евсевий в сослужении более двадцати священнослужителей совершили Божественную литургию и чин монашеского отпевания. Собор, словно на праздник Пасхи, был полон духовных чад отца Дамаскина и прихожан. Перед отпеванием архиепископ Евсевий произнёс трогательную речь о монашеском подвиге наместника и возобновителя Крыпецкого монастыря, затронув все стороны его многогранной деятельности. На отпевании надгробную речь произнёс иерей Андрей Вахрушев: «Если когда-либо человеческая мысль будет искать образ высоко духовного пастыря, нравственно чистого, нестяжателя, самоотречённого, любвеобильного, уважаемого не только друзьями, но и врагами, то мысль человеческая спокойно и радостно могла бы почивать на образе отца Дамаскина, потому что в нём отразились все вышеперечисленные добрые качества человека. Апостол Павел говорит: “Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам Слово Божие, и, взирая на скончание жительства, подражайте вере их (Евр.13:7)”.. В этот день многие из пришедших в собор просили отца Дамаскина, несмотря на его смертный сон, быть им наставником и теперь своими деяниями, чтобы в духе любви озирая его земное поприще жизни, взять для себя глубокое назидание. В двадцать шесть лет, когда всё цветёт в возрасте человеческом, когда зовут страсти, когда жизнь манит, юный Иоанн избирал себе служение Единому Господу. Его приняла колыбель монашества, наш университет благочестия – Псково-Печерская обитель, где на него были возложены труды келейника наместника обители. Небесный Щедродатель готовил его к делу всей его жизни, ибо из этих недр Господь направил его Своей десницей в пустыню, в дебри крыпецкие, где сохранились лишь остатки былого храма; где болота, где только не зарастала тропинка к могиле старца Корнилия. Как вспоминал сам отец Дамаскин, он пришёл на это пустынное место, упал ниц и заплакал, что деревья росли там, где должны были стоять купола, и полная разруха была там, где некогда благовествовали кресты Христовы. Подвигом отца архимандрита Дамаскина пустыня процвела, превратилась в обитель. Теперь мы видим, действительно, будущую Лавру, вновь воссозданный собор и храмы, вновь зазвенела благовестница – колокольня. Он щедро делился опытом правды в своей жизни. Он подарил столько любви, что его взор всегда был переполнен ею. В жизни отец Дамаскин был молчалив, но если человек исполняет Заповеди Божии, то в нём рождается источник благодати. Чтобы он не делал, даже просто молчал, в его поступках, самой подходке все чувствовали благодать Божию. Уста отца Дамаскина были всегда скромны и никогда не произносили осуждение, привыкая долгими годами благословлять».
Со слезами на глазах духовенство прощалось со своим собратом и сомолитвенником. Проститься с батюшкой пришли все, кому он был близок и дорог. Таких людей были тысячи. Они съехались со всей Псковской земли, из Белоруссии, Украины, Латвии, из Москвы и Петербурга, и многих других мест России. После отпевания вереница машин и автобусов провожала гроб усопшего пастыря в последний путь. В Крыпецкой обители после литии гроб был обнесён вокруг Иоанно-Богословского собора и монастырской колокольни, а затем опущен в каменный склеп за алтарем собора и накрыт плитами. Над могилой был устроен холм, над которым водрузили деревянный крест. По окончании погребения все присутствовавшие приняли участие в монастырской поминальной трапезе. Позже могилка была благоустроена надгробием. А.С Кузнецов, монастырский архитектор, вспоминал: «Батюшки не стало. Эскиз его могильного памятника делал я, ограды – питерский кузнец Александр Васильевич Васильев. Мы заказали камень для памятника с бронзовым распятием. Батюшка при жизни нас всё время торопил: “Быстрее, быстрее“. Понимал, что времени у него остаётся мало. И этот его настрой живёт в нас по сей день».
Монахиня Мариамна (Мария Евгеньевна Малыгина) считает, «он предчувствовал свою скорую смерть». В её памяти запечатлелись пророческие мысли отца Дамаскина о своей судьбе: «Несколько лет назад батюшка сказал: “Скоро меня не будет”. И мне сон был, что он на серой машине погиб. Весной того года это было. Много работы на огороде. “Отпусти меня отдохнуть на несколько дней, уйти хочу в деревню”, – говорю батюшке. – “Как отдохнуть?.. Вы-то останетесь, а я-то уйду”, – сказал он со слезами. Владыка рассказал, как накануне смерти батюшка к нему приезжал: «Привез мне хлебушка. Порадовались куполам. И вдруг батюшка встал, повернулся, и попросил: «Благословите меня на покой. На любой покой». А в глазах слезы… Незадолго до смерти ездил он в Белоруссию. Собрал духовных чад, человек семьдесят, и рассказал им, как купола ставили, радовался, что сбылась мечта его многих лет. “А придёт мой день Ангела, соберитесь и помяните меня“… Только потом его духовные чада задумались о том, почему батюшка так много о смерти говорил».
Даже не верится, что со дня кончины архимандрита Дамаскина прошло уже несколько лет. Настолько до сих пор ощутима его вышняя молитва к Господу и преподобным обители, восстановленной им, о братии, собранной в её стенах, о духовных чадах, за всех нас. Трудами братии Крыпецкого монастыря во главе с наместником Саввой молитвенное и благоустроительное дело отца Дамаскина продолжается. Храм Успения Божией Матери украшен иконостасом, в нём в январе 2010 года состоялось служение Божественной литургии митрополитом Евсевием на десятилетие прославления преподобного Корнилия Крыпецкого. Достраиваются монастырские стены с башенками-часовнями. Привратная уютная гостиница принимает тысячи паломников в год. Не прекращается чтение Неусыпаемой Псалтыри, прирастает обитель именами благодетелей и почитателей преподобных Саввы и Корнилия Крыпецких и восстановителя дома их земного архимандрита Дамаскина. Вся монастырская братия, священнослужители и монашествующие Псковской и других епархий, батюшкины духовные чада и паломники Крыпецкой обители горячо молятся об упокоении души архимандрита Дамаскина. Да простит ему Господь всякое согрешение вольное и невольное! Вечная память почившему пастырю и Царство ему Небесное!
Над книгой работали: Иеромонах МАРДАРИЙ (Алексеев) Акулова-Конецкая Татьяна Лукин Борис Иванович
|