Накануне праздника, 26 сентября, в 18 часов совершалось всенощное бдение с литией в Успенском храме.
Всего лишь два раза в году помазание святым елеем на праздничной службе бывает не во время праздничного канона, а после великого славословия, как это было принято в древности. Такое помазание бывает на праздник Воздвижения Животворящего Честного Креста Господня и в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную.
Во время великого славословия священнослужители трижды кадили святой престол, на котором лежал крест. Под пение “Трисвятого” иеромонах водрузил крест на свою главу и обнес его вокруг периметра Успенского храма, возложив его потом на праздничный аналой, украшенный цветами.
Братия и паломники совершили поклонение распятию, приняв от рук священнослужителя помазание святым елеем и благословленные хлебцы.
Крыпецкий монастырь – один из немногих обителей, который обладает частицей Древа Честного Животворящего Креста Христова, обретенного царицей Еленой в IV веке. Этот Крест многократно воздвигался иерусалимским патриархом Макарием для того, чтобы верующие хотя бы издали могли взглянуть и поклониться Животворящему Древу Креста Господня.
27 сентября Божественная литургия началась с праздничного трезвона. Возглавил службу монастырский иеромонах. Пел братский хор.
Особенностью литургии на праздник Воздвижения являются исполнение особых песнопений, таких, как праздничные антифоны с пророческими стихами из Ветхого Завета, “Кресту Твоему поклоняемся…”, задостойник (песнопение, прославляющее Божию Матерь, поется вместо “Достойно есть”).
Иеромонах произнес присутствующим проповедь о силе Креста Господня.
Несение личного креста каждого христианина плотно сопряжено с борьбой со грехом. Победитель этой борьбы венчается в Царствии Небесном. Важно понимать христианину, что его тяжесть его личного креста становится легче не избеганием искушений, а следованием за Христом, преображением собственного креста в Христов. Такому христианину, живущему во Христе, с Богом, не страшны трудности, сложности в жизни. Ему Бог помогает в жизни и он прямым путем идет в Небесное Царство.
Еще одной особенностью службы этого праздника является то, что молящиеся прикладываются не к напрестольному кресту из рук священника, а к вынесенному из алтаря в центр храма распятию.
Чином Панагии завершилась праздничная служба.
По уставу в этот день полагается утешение на постной трапезе – с вином и елеем, но без рыбы и молочных продуктов.
По народным поверьям после Воздвижения Животворящего Креста Господня змеи уходят в зимнюю спячку, что актуально для крыпецких болот, в которых также ползают змеи.
В течение всего дня к вынесенному кресту прикладывались братия и многочисленные паломники.