Пресвитер Василий-Варлаам (преставился после 1565 года в Крыпецком во имя св. Иоанна Богослова монастыре), псковский священник, автор житий, служб, похвальных слов святым (преимущественно русским, связанным с новгородско-псковскими землями).
Сведения о Василии известны исключительно из его произведений. Писательская деятельность Василия приходится на 40-60-е годы XVI в. и связана со святителем Макарием, митрополитом. Можно предположить, что рукоположение Василия во священника совершил сам святитель, будучи архиепископом Великого Новгорода и Пскова (1526—1542 гг.). Позднее, овдовев, Василий принял монашество с именем Варлаам. Из описания чудес в созданном агиографом житие прп. Саввы Крыпецкого, которые совершились в 1557-1564 годах, явствует, что в эти годы Василий был иноком Крыпецкого во имя св. Иоанна Богослова мужского монастыря, возможно, здесь он и скончался.
Наиболее ранним трудом Василия является житие преподобного Евфросина Псковского (преставился в 1481 г.), составленное в 1547 году по просьбе иноков псковского Елеазарова монастыря во главе с игуменом Феодосием в связи с канонизацией прп. Евфросина на Соборе 1547 года.
Основным источником для автора явилась первоначальная редакция жития святого, созданная в конце XV — начале XVI веков, в которой большое место уделено вопросу двоения «аллилуйя». Василий систематизировал первоначальное житие в хронологическом порядке и сделал дополнения, взятые из творений Епифания Премудрого и иеромонаха Пахомия Логофета. В житие включены: послание прп. Евфросина Новгородскому архиепископу св. Евфимию II (Вяжицкому), ответ святителя, а также молитвы преподобного перед кончиной и к Пресвятой Богородице. Завершает житие описание посмертных чудес святого, составленное на основании монастырских записей и рассказов очевидцев. Труд Василия был включен святителем Макарием в Успенский и Царский списки Великих Четьих Миней.
Вскоре после Собора 1547 года Василий составил также 4-ю редакцию жития благоверного князя Александра Ярославича Невского, прославленного Собором. За основу автор взял текст из Псковской II летописи. Использовал он и выписки из житий блгв. князя Михаила Всеволодовича Черниговского и Новгородского архиепископа Иоанна, написанных Пахомием Логофетом, а также из житийных текстов ярославских князей Феодора Ростиславича и его сыновей Давида и Константина, созданных иеромонахом ярославского Спасо-Преображенского монастыря Антонием. Молитва, которую князь Александр Невский произносит перед боем, заимствована Василием из Сказания о Мамаевом побоище. В конце жития о. Василий обращается к святому с традиционной просьбой о молитве за царя, князей, бояр, войско и всех православных христиан, в том числе за себя — «многогрешнаго, и грубаго, и недостойнаго раба Божия Василия… написавшаго тебе малое сие гранословие». О чудесах, совершавшихся от мощей князя Александра Невского, о. Василий знал, но в житии их не описал. Творение Василия включено в Царский список Великих Четьих Миней.
Около 1549-1551 гг. о. Василий составил проложную редакцию жития мученика Георгия Нового (преставился в 1515 г.). Основой для этого труда стала пространная редакция жития, написанная иеромонахом домового храма Новгородских архиереев Илией по рассказам афонских монахов, побывавших в 1539 году в Великом Новгороде. Текст о. Василия был отредактирован митрополитом Макарием, впоследствии он был включен в Пролог (М., 1643).
В 1550-1552 гг. агиограф создал пространное житие благоверного князя Всеволода-Гавриила Псковского (преставился в 1138 г.), главным источником для которого послужили летописные записи о князе, а также устные свидетельства «старца клирика Ивана… добре ведущая же о святем повествования от неложных мужей псковских старейших» в описании чудес, совершавшихся от мощей св. Всеволода-Гавриила в конце XV — первой половине XVI веков.
Характеристика князя написана под влиянием житий св. князей Александра Ярославича Невского и Феодора Ростиславича Ярославского. Повествование об обретении мощей заканчивается сообщением об установлении празднования князю и похвалой ему. В описании чудес встречаются интересные особенности, говорится, например, об обычае ставить заветную свечу в рост больного перед ракой князя. Это житие также было включено святителем Макарием в состав Великих Четьих Миней.
По мнению псковского исследователя В.И. Охотниковой, о. Василий начал работать над составлением жития и похвалы преподобному Савве Крыпецкому по благословению крыпецкого игумена Иосифа (1551—1554 гг.). К апрелю 1554 года, когда были обретены мощи святого, была составлена первая редакция, позднее в разные годы (в 1555, 1559-1560, 1562-1564) о. Василий дополнял ее описанием чудес, совершавшихся от мощей святого.
Главным источником для жития стали рассказы насельников монастыря, автор также использовал житие преподобного Варлаама Хутынского, написанное Пахомием Логофетом. В предисловии к житию о. Василий приводит обычную для его времени мысль о Руси как единственной хранительнице благочестия: в Константинополе «вера православная испроказися Махметовою прелестию от безбожных турок, зде же в Рустей земли паче просия святых отец наших учением».
В 1558 году, уже принявший монашество агиограф, написал житие Новгородского архиепископа Нифонта (преставился в 1156 г.), основываясь на сказании о святителе из Киева-Печерского Патерика Кассиановской редакции. Варлаам дополнил сказание предисловием, несколькими известиями о святителе и похвалой святому. В конце жития сообщается, что канонизация архиепископа Нифонта состоялась при митрополите Макарии (по-видимому, на Соборе в 1549 года).
В эти же годы иеромонах Варлаам по поручению митрополита Макария создал 4-ю редакцию жития Новгородского епископа Никиты (преставился в 1108 г.). Для этого он воспользовался произведением инока Зиновия Отенского, написанным в связи с обретением мощей святителя Никиты в новгородском Софийском соборе в 1558 году.
Также по благословению святителя Макария агиограф между 1558 и 1563 годами создал пространную редакцию жития юрьевского священномученика Исидора (преставился в 1472 г.) на основе краткой редакции. Помимо литературной обработки текста Варлаам усилил его антикатолическую направленность. Написанное в разгар ливонской войны, житие мученика Исидора было очень актуально, его призывы, опирающиеся на живой пример русских, героически страдавших на тех землях, где теперь шли бои, звучали чрезвычайно действенно.
Псковской тематике посвящено также созданное Варлаамом в 1565 году «Сказание об иконе Знамения Богородицы Мирожской». В «Сказании» описывается «чудо слезного знамения» — заступничество Пресвятой Богородицы за Псков и псковичей ввиду угрозы со стороны Литвы.
По предположению Е.В. Неберекутиной о. Василий является автором нескольких статей в «Книге Степенной царского родословия» — «Похвалы Василию», «Сказания о Данииле Переяславском» и «Чудес», а также одним из редакторов «Жития равноапостольной княгини Ольги».
В рукописях встречаются проложные жития преподобного Евфросина (РГБ. Рум. № 397), преподобного Саввы Крыпецкого (Н. Серебрянский. «Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле». – М., 1908. С. 532—533), св. Александра Невского, созданное по редакции о. Василия, — святых, над чьими жизнеописаниями в свое время трудился о. Василий. Однако вопрос о принадлежности проложных редакций псковскому священнику нуждается в дальнейшем изучении.
Гимнографическое наследие о. Василия не исследовано. Его перу принадлежат службы: преподобному Евфросину Псковскому, князю Всеволоду-Гавриилу (конец 40-х гг.), преподобному Савве Крыпецкому; епископу Нифонту, мученику Георгию Новому. В основу последней службы положено творение митрополита Григория Цамблака на память Иоанна Нового. Служба мученику Георгию, по мнению И. И. Калиганова, написаная в конце 40-х г., вошла в богослужебную Минею (М., 1626).
В.П. Адрианова-Перетц приписывает священнику Василию Похвальное слово преподобному Алексию, человеку Божию, известное по рукописи начала XVII в. (Орлов А. С. Б-ка Моск. Синодальной типографии. М., 1896. Вып. 1, с. 46., № 7). Оно было написано после 1559 года, основными источниками послужили житие преподобного Алексия в составе древней редакции «Златоструя», а также жития преподобного Евфросина Псковского и др. труды псковского агиографа.
А.И. Плигузов высказал предположение о принадлежности о. Василию одной из редакций жития преподобного Иосифа Волоцкого.
П.М. Строев и архиепископ Филарет (Гумилевский) приписывают о. Василию житие преподобного Арсения Коневского, созданное коневским игуменом Варлаамом, однако оснований для отождествления псковского писателя с коневским игуменом нет.
Некоторые жития, написанные о. Василием, не изданы.
Печатается в сокращении по:
Архимандрит Макарий (Веретенников).
Православная энциклопедия. Т.VII. – М., 2004, с. 72-73.