Собор рождества И.П

Собор Рождества Иоанна Предтечи ,подворья Иоанно- Богословского Крыпецкого монастыря XII—XXI вв.

 

0_31442_82d85c7c_xl.jpgПсков славится памятниками древнерусской архи-

тектуры.

В живописном уголке Завеличья, напротив

впадения реки Псковы в Великую, расположен Собор

Рождества Иоанна Предтечи – уникальный памятник

русской архитектуры домонгольского периода. Возводи-

ли его в начале 1140-х годов новгородские мастера.

В XIII веке вокруг собора формируется Иоанно-

Предтеченский

девичий монастырь. Впервые, как уже

существующий, он упоминается в летописи под 1243 го-

дом в связи с погребением преподобной княгини Ев-

фросинии.

Княгиня – дочь полоцкого князя Рогволода Борисо-

вича – святому благоверному князю Довмонту-Тимо-

фею, повесть о котором открывает все псковские лето-

писи, приходилась тёткой. Рано овдовев, Евфросиния

становится женой Ярослава – вдового сына псковского

князя. Отец его, Владимир Мстиславович, не раз защи-

щал родной город от крестоносцев. Ярослав же, перемет-

нулся на сторону ливонских рыцарей. В 1231 году пско-

вичи захватили Ярослава во время нападения литовцев

на Изборск и заточили в Северный Переяславль. Он же,

бежав в Ливонию, принял католичество и женился на

немке, получив во владение город Медвежья Голова –

Оденп (в современной Эстонии – Отепя).

Уныние было не в характере Евфросинии, воспитан-

ной на примере принявших иночество сродниц – по-

лоцких княжон: Градиславы, Звениславы, Ольги и Ки-

рианны. По благочестивому обычаю тех лет княгиня

уневестила себя Христу, приняв монашеский постриг в

Иоанно-Предтеченском женском монастыре Пскова с

именем Евпраксия.

Вскоре благоверная княгиня Евпраксия становится

настоятельницей монастыря в сане игуменьи. Во время

оккупации города крестоносцами в 1240 году (в их рядах

был и её бывший муж) её стараниями удалось сохранить

ценности монастыря и библиотеку.

После победы в 1242 году

Александра Невского над

немецкими рыцарями, князь Ярослав вызвал бывшую

супругу, игуменью Евпраксию, в город Оденп, возмож-

но, для передачи части принадлежащего ему имущества.

Игуменья приехала с келейницей, монахиней Снанду-

лией. В Оденпе обе

приняли мучени-

ческую смерть от

руки сына немецкой

жены Ярослава.

Погребение княгини состоялось в родном мона-

стыре, в соборе Иоанна Предтечи. Память препо-

добной княгини Евпраксии празднуется 16 октя-

бря (29 октября по новому стилю). В память о любимой

игуменье при гробнице преподобной поставили принад-

лежавший ей настоятельский чёрный посох.

В Псковской летописи записано о чуде при её гробе:

«В 18-й день мая 1243 года явилось знамение от иконы Спа-

сителя, стоящей над гробом княгини… 12 дней истекало

миро от иконы и наполнило 4 вощаницы (чаши)… Две во-

шаницы привезены были на благословение в Новгород, а две

оставлены в Пскове. Слава Тебе, Господи, давшему нам,

грешным и недостойным рабам, такое благословение!»

С древности почиталась за святую подвижницу и ке-

лейница княгини, погребенная рядом со своей игуме-

ньей.

Монастырь, несмотря на частые нападения врагов и

пожары, был процветающим и богатым. О его привиле-

гированном положении свидетельствуют щедрые вкла-

ды князей и бояр, и то, что именно сюда постригались

в инокини представительницы княжеских псковских се-

мей.

В 1299 году в Иоанно-Предтеченской обители приня-

ла пострижение в схиму с именем Марфа благоверная

княгиня Мария, супруга святого князя Довмонта-Ти-

мофея, дочь великого князя Димитрия Александрови-

ча, внучка святого благоверного князя Александра Не-

вского. Она мирно отошла ко Господу

8 ноября 1300 года. В этот же день

празднуется её память (21 ноября

н.ст.). Гробница преподобной Мар-

фы находится у южной стены со-

бора, вблизи юго-западного

угла.

Из старинных монастыр-

ских синодиков известно,

что в обители погребены

псковские княгини-иноки-

ни: Васса, Голиндуха, Иулия

и княгини: Анна, Иулиания,

Мария, Александра, Евфроси-

ния, София, Елена. В 1487 году на

монастырском кладбище обрели

вечный покой супруга и млад-

ший сын князя Ярослава Стриги-

Оболенского,

умершие от мора.ФГУП «Новгород АГП» Роскартографии, 2007

 (1730–1740 гг.), пожертвовали

два шитых золотом покрова

на раки преподобных кня-

гинь Евпраксии и Марфы и

50 рублей на устройство но-

вого соборного иконостаса.

Политика Петра I в по-

следние годы царствования

привела монастырь к обни-

щанию: в 1743 году в обители

остаётся всего пять сестёр.

Во второй половине

XVIII века наступили более

тяжёлые времена. Иоанно-

Предтеченский монастырь,

избежав закрытия, становит-

ся «второклассным».

Но Божьей помощью, пре-

одолевая трудности, обитель продолжает жить и развивать-

ся. В обитель, в которой к 1764 году числится лишь игуменья

и две инокини, из некоторых упраздненных женских мона-

стырей переводятся сестры и приписывают Ильинскую и

Стефановскую церкви в Завеличье. В 1763 году с севера к

собору пристроен тёплый храм в честь св. апостола Андрея

Первозванного.

Век девятнадцатый вернул обители прежнее величие: ве-

дётся новое строительство, увеличивается число насельниц.

В 1805 году, при игуменье Евфросинии, деревянную

ограду вокруг двух гектаров монастырской территории за-

менили каменной с башенками.

При игуменье Магдалине построены двухэтажные ка-

менные кельи (1823 г.), в них же тёплая церковь во имя Пре-

святой Троицы.

Растёт количество насельниц. Этому способствует и воз-

росшее число прихожан, и щедрые вклады известных благо-

творителей: Императрицы Марии Александровны, графини

Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, Великих князей

Константина Константиновича, Дмитрия Константинови-

ча, Сергея Александровича и Павла Александровича.

Хотя монастырь часто сам нуждался в финансах, игуме-

ньи с сестрами всегда жертвовали на благотворительность.

В монастырских документах за 1854–1855 годы можно про-

честь: «проявили особое усердие Отечеству дароприноше-

ниями» на военные издержки.

Продолжается строительство. В 1882 году над главным

въездом в обитель возведена каменная надвратная коло-

кольня с часами, увенчанная шпилем с золочёным крестом.

На неё перевешены 10 колоколов со звонницы, самые древ-

С самого основания Иоанно-Предтеченский жен-

ский монастырь получал множество льгот от

псковских князей. А в 1510 году и великим мо-

сковским князем Василием III монастырю была дана

Несудимая грамота; позже она подтверждалась царями

Иоанном Грозным (в 1536 году),

Федором Иоаннови-

чем (в 1585 году).

За века своего существования обитель неоднократ-

но достраивалась и поновлялась. Собор Рождества

Иоанна Предтечи в XVI веке

украсили (дошедшие до

наших дней) – звонница, а в XVII веке – притвор.

Находясь за городскими укреплениями, монастырь

страдал от нападений и разорений. Особенно тяжело

отразилась на его состоянии осада Пскова шведским

королём Густавом Адольфом в 1615 году. Но с этого

периода начинается и новая эпоха в истории обители.

По указу царя Михаила Федоровича монастырь воз-

обновляется. От имени царя и патриарха Филарета

28 марта 1623 года монастырю пожалована Грамота,

подтверждающая права на все монастырские земли

и даровавшая новые привилегии. Грамота подтверж-

далась в 1674 году царем Алексеем Михайловичем и в

1685 году царями-соправителями: Иоанном и Петром

Алексеевичами. Поэтому в XVII веке монастырю при-

надлежали обширнейшие земли, 13 деревень в разных

«губах» и 33 пустоши.

Во время царствования Петра I заботилась о мона-

стыре царица Параскева Феодоровна, вдовствующая

супруга царя Иоанна Алексеевича. В 1716 году она с

дочерью Анной Иоанновной, будущей императрицей

ние из них датировались 1542

и 1590 годами, а самый боль-

шой весил 2400 кг.

В 1895 году основана бо-

гадельня для женщин. В

1896 году на средства мона-

стыря открывается школа для

тридцати мальчиков и двад-

цати девочек.

К началу XX века мона-

стырь украшали: соборный

храм во имя Рождества Иоанна

Предтечи (летний), храм

Андрея Первозванного (зим-

ний), несколько каменных

корпусов, колокольня, ка-

менная ограда вокруг мона-

стыря, ухоженное кладбище

и обширный фруктовый сад.

В 1913 году в монастыре находилось 118 насельниц:

игуменья, 33 монахини, 44 рясофорные послушницы и

40 послушниц. Обитель славилась благозвучным хором и

мастерскими, особенно: иконописной, золотошвейной

и белошвейной.

В годы игуменства матушки Ювеналии (1894–1913)

обитель трижды посетила святая преподобномученица

Великая княгиня Елизавета Феодоровна (1910–1912), при-

езжавшая на Псковщину к своему духовному отцу, препо-

добному Гавриилу Спасо-Елеазаровскому (духовнику на-

сельниц Иоанновского монастыря).

После революции на Церковь начались гонения. Беда

не миновала и Иоанновскую обитель, управлявшуюся

с 1913 по 1925 год игуменьей Ермионией.

В 1918 году монастырь лишился всех средств к суще-

ствованию. Весь 1920 год власти стремились закрыть мо-

настырь под различными «благовидными» предлогами.

К осени молитвенное служение продолжалось лишь в

Иоанно-Предтеченском соборе. Но летом 1925 года Губи-

сполком поддержал «просьбу» рабочих завода «Пролета-

рий» срыть кладбище и сделать клубом всё здание собора.

Колокола древнего литья отправлены на переплавку.

Великая Отечественная война не обошла обитель. Во вре-

мя освобождения Пскова от немецко-фашистских захватчи-

ков был разрушен тёплый храм св. Андрея Первозванного,

пострадал и собор. А в 1950-х годах, в связи с расширением

улицы Горького, снесли ограду и каменную надвратную ко-

локольню, позже заасфальтировали кладбище.

Так печально

могла оборваться

история Иоан-

но-Предтечен-

ского женского

монастыря. Но

не попустил Го-

сподь сокрушить

главную и самую

древнюю её свя-

тыню.

От большого

и некогда про-

цветавшего деви-

чьего монастыря

остаётся собор

Рождества Иоан-

на Предтечи.

Даже находящуюся в заброшенном состоянии свя-

тыню не забывал упомянуть ни один из авторов книг

о Псковском крае.

Первые работы, направленные спасение собора,

проводились в 1948–1950-х годах П.Н. Максимовым.

Реставрация в значительной степени вернула собору

первоначальный облик.

Реставрацию собора продолжил архитектор

С.П. Михайлов в 1970–1980-х годах. В нише, служив-

шей для молитвы инокинь-княгинь, в 1978 году был

обнаружен тайник – около 70 предметов искусства

Руси и Византии ХIV–ХV веков.

Изначально храм не расписывался. Фрагменты вы-

полненного в Византийской традиции «струйчатого ор-

намента» и аналогичный ранним смоленским фрескам

«книжного стиля» сохранились до нашего времени на

откосах окон и столбе. Е разрушены бывшие игумен-

ский корпус и просфорня. В собрании Псковского му-

зея-заповедника находятся: серебряный потир, часть

икон, серебряная цата, наперсные резные кресты. Часть

монастырских ценностей и святынь сохранилась в Тре-

тьяковской галерее и других музеях России.

В 1991 году Иоанно-Предтеченский собор переда-

ли Русской Православной Церкви. Настоятелем был

назначен иерей Владимир Андреев. В престольный

праздник 7 июля 1991 года прошла первая Божествен-

ная Литургия.

В 1993–2006 годах настоятелем был иерей Андрей

Давыдов. Он, организовав в приходе иконописную

школу, по проекту С.П. Михайлова устанавливает ико-

ностас, расписывает стены.

В феврале 2007 года приход преобразован в подво-

рье Иоанно-Боголовского Крыпецкого монастыря.

Высокопреосвященнейший архиепископ (ныне –

митрополит) Псковский и Великолукский Евсевий

(Савиным) назначает настоятелем прихода Рожде-

ства Иоанна Предтечи архимандрита Дамаскина

(Сахнюка). Труды его были прерваны трагической

гибелью 29 ноября 2007 года.

Возглавляющий подворье в настоящее время игумен

Савва (Комаров) с братией продолжает молитвенное

делание и труд по благоукрашению храма: на звонни-

це установлены колокола, идёт возведение кованой

ограды, интерьер собора украсился решёткой на солее,

многими иконами.

Информация для паломников

Божественные Литургии в Соборе Рождества

Иоанна

Предтечи служатся по субботам, воскресеньям

и в праздничные дни, начало вечерних

служб – в 18.00, утренних – в 9.00. В будние дни совершается

утреннее и вечернее правило, утром – в

7.00, вечером – в 20.00. По вторникам служится молебен

с акафистом Иоанну Предтече в 9.00. В храме

также совершаются молебны, панихиды, крещения,

венчания, отпевания и другие виды треб.

На подворье можно получить информацию о паломнических

поездках к источнику Саввы Крыпецкого

и святыням обители.

Братия Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого

монастыря принимает живое участие в судьбе уникального

памятника древнерусской архитектуры

XII века – собора Рождества Иоанна Предтечи – и надеется,

что, по милости Божией, он будет полностью

восстановлен, а молитва в нём более не прервётся.

Пути Господни неисповедимы, а милость Его не

знает предела.

Чается молящимся возрождение монашеской

жизни Крыпецкого Псковского подворья (бывшего

Иоанно-Предтеченского монастыря), которому совсем

скоро исполнилось бы 900 лет.

Редактор и составитель Борис Лукин