Псков славится памятниками древнерусской архи-тектуры.В живописном уголке Завеличья, напротиввпадения реки Псковы в Великую, расположен СоборРождества Иоанна Предтечи – уникальный памятникрусской архитектуры домонгольского периода. Возводи-ли его в начале 1140-х годов новгородские мастера.В XIII веке вокруг собора формируется Иоанно-Предтеченскийдевичий монастырь. Впервые, как ужесуществующий, он упоминается в летописи под 1243 го-дом в связи с погребением преподобной княгини Ев-фросинии.Княгиня – дочь полоцкого князя Рогволода Борисо-вича – святому благоверному князю Довмонту-Тимо-фею, повесть о котором открывает все псковские лето-писи, приходилась тёткой. Рано овдовев, Евфросиниястановится женой Ярослава – вдового сына псковскогокнязя. Отец его, Владимир Мстиславович, не раз защи-щал родной город от крестоносцев. Ярослав же, перемет-нулся на сторону ливонских рыцарей. В 1231 году пско-вичи захватили Ярослава во время нападения литовцевна Изборск и заточили в Северный Переяславль. Он же,бежав в Ливонию, принял католичество и женился нанемке, получив во владение город Медвежья Голова –Оденп (в современной Эстонии – Отепя).Уныние было не в характере Евфросинии, воспитан-ной на примере принявших иночество сродниц – по-лоцких княжон: Градиславы, Звениславы, Ольги и Ки-рианны. По благочестивому обычаю тех лет княгиняуневестила себя Христу, приняв монашеский постриг вИоанно-Предтеченском женском монастыре Пскова сименем Евпраксия.Вскоре благоверная княгиня Евпраксия становитсянастоятельницей монастыря в сане игуменьи. Во времяоккупации города крестоносцами в 1240 году (в их рядахбыл и её бывший муж) её стараниями удалось сохранитьценности монастыря и библиотеку.После победы в 1242 годуАлександра Невского наднемецкими рыцарями, князь Ярослав вызвал бывшуюсупругу, игуменью Евпраксию, в город Оденп, возмож-но, для передачи части принадлежащего ему имущества.Игуменья приехала с келейницей, монахиней Снанду-лией. В Оденпе обеприняли мучени-ческую смерть отруки сына немецкойжены Ярослава.Погребение княгини состоялось в родном мона-стыре, в соборе Иоанна Предтечи. Память препо-добной княгини Евпраксии празднуется 16 октя-бря (29 октября по новому стилю). В память о любимойигуменье при гробнице преподобной поставили принад-лежавший ей настоятельский чёрный посох.В Псковской летописи записано о чуде при её гробе:«В 18-й день мая 1243 года явилось знамение от иконы Спа-сителя, стоящей над гробом княгини… 12 дней истекаломиро от иконы и наполнило 4 вощаницы (чаши)… Две во-шаницы привезены были на благословение в Новгород, а двеоставлены в Пскове. Слава Тебе, Господи, давшему нам,грешным и недостойным рабам, такое благословение!»С древности почиталась за святую подвижницу и ке-лейница княгини, погребенная рядом со своей игуме-ньей.Монастырь, несмотря на частые нападения врагов ипожары, был процветающим и богатым. О его привиле-гированном положении свидетельствуют щедрые вкла-ды князей и бояр, и то, что именно сюда постригалисьв инокини представительницы княжеских псковских се-мей.В 1299 году в Иоанно-Предтеченской обители приня-ла пострижение в схиму с именем Марфа благовернаякнягиня Мария, супруга святого князя Довмонта-Ти-мофея, дочь великого князя Димитрия Александрови-ча, внучка святого благоверного князя Александра Не-вского. Она мирно отошла ко Господу8 ноября 1300 года. В этот же деньпразднуется её память (21 ноябрян.ст.). Гробница преподобной Мар-фы находится у южной стены со-бора, вблизи юго-западногоугла.Из старинных монастыр-ских синодиков известно,что в обители погребеныпсковские княгини-иноки-ни: Васса, Голиндуха, Иулияи княгини: Анна, Иулиания,Мария, Александра, Евфроси-ния, София, Елена. В 1487 году намонастырском кладбище обреливечный покой супруга и млад-ший сын князя Ярослава Стриги-Оболенского,умершие от мора.ФГУП «Новгород АГП» Роскартографии, 2007(1730–1740 гг.), пожертвовалидва шитых золотом покрована раки преподобных кня-гинь Евпраксии и Марфы и50 рублей на устройство но-вого соборного иконостаса.Политика Петра I в по-следние годы царствованияпривела монастырь к обни-щанию: в 1743 году в обителиостаётся всего пять сестёр.Во второй половинеXVIII века наступили болеетяжёлые времена. Иоанно-Предтеченский монастырь,избежав закрытия, становит-ся «второклассным».Но Божьей помощью, пре-одолевая трудности, обитель продолжает жить и развивать-ся. В обитель, в которой к 1764 году числится лишь игуменьяи две инокини, из некоторых упраздненных женских мона-стырей переводятся сестры и приписывают Ильинскую иСтефановскую церкви в Завеличье. В 1763 году с севера ксобору пристроен тёплый храм в честь св. апостола АндреяПервозванного.Век девятнадцатый вернул обители прежнее величие: ве-дётся новое строительство, увеличивается число насельниц.В 1805 году, при игуменье Евфросинии, деревяннуюограду вокруг двух гектаров монастырской территории за-менили каменной с башенками.При игуменье Магдалине построены двухэтажные ка-менные кельи (1823 г.), в них же тёплая церковь во имя Пре-святой Троицы.Растёт количество насельниц. Этому способствует и воз-росшее число прихожан, и щедрые вклады известных благо-творителей: Императрицы Марии Александровны, графиниАнны Алексеевны Орловой-Чесменской, Великих князейКонстантина Константиновича, Дмитрия Константинови-ча, Сергея Александровича и Павла Александровича.Хотя монастырь часто сам нуждался в финансах, игуме-ньи с сестрами всегда жертвовали на благотворительность.В монастырских документах за 1854–1855 годы можно про-честь: «проявили особое усердие Отечеству дароприноше-ниями» на военные издержки.Продолжается строительство. В 1882 году над главнымвъездом в обитель возведена каменная надвратная коло-кольня с часами, увенчанная шпилем с золочёным крестом.На неё перевешены 10 колоколов со звонницы, самые древ-С самого основания Иоанно-Предтеченский жен-ский монастырь получал множество льгот отпсковских князей. А в 1510 году и великим мо-сковским князем Василием III монастырю была данаНесудимая грамота; позже она подтверждалась царямиИоанном Грозным (в 1536 году),Федором Иоаннови-чем (в 1585 году).За века своего существования обитель неоднократ-но достраивалась и поновлялась. Собор РождестваИоанна Предтечи в XVI векеукрасили (дошедшие донаших дней) – звонница, а в XVII веке – притвор.Находясь за городскими укреплениями, монастырьстрадал от нападений и разорений. Особенно тяжелоотразилась на его состоянии осада Пскова шведскимкоролём Густавом Адольфом в 1615 году. Но с этогопериода начинается и новая эпоха в истории обители.По указу царя Михаила Федоровича монастырь воз-обновляется. От имени царя и патриарха Филарета28 марта 1623 года монастырю пожалована Грамота,подтверждающая права на все монастырские землии даровавшая новые привилегии. Грамота подтверж-далась в 1674 году царем Алексеем Михайловичем и в1685 году царями-соправителями: Иоанном и ПетромАлексеевичами. Поэтому в XVII веке монастырю при-надлежали обширнейшие земли, 13 деревень в разных«губах» и 33 пустоши.Во время царствования Петра I заботилась о мона-стыре царица Параскева Феодоровна, вдовствующаясупруга царя Иоанна Алексеевича. В 1716 году она сдочерью Анной Иоанновной, будущей императрицейние из них датировались 1542и 1590 годами, а самый боль-шой весил 2400 кг.В 1895 году основана бо-гадельня для женщин. В1896 году на средства мона-стыря открывается школа длятридцати мальчиков и двад-цати девочек.К началу XX века мона-стырь украшали: соборныйхрам во имя Рождества ИоаннаПредтечи (летний), храмАндрея Первозванного (зим-ний), несколько каменныхкорпусов, колокольня, ка-менная ограда вокруг мона-стыря, ухоженное кладбищеи обширный фруктовый сад.В 1913 году в монастыре находилось 118 насельниц:игуменья, 33 монахини, 44 рясофорные послушницы и40 послушниц. Обитель славилась благозвучным хором имастерскими, особенно: иконописной, золотошвейнойи белошвейной.В годы игуменства матушки Ювеналии (1894–1913)обитель трижды посетила святая преподобномученицаВеликая княгиня Елизавета Феодоровна (1910–1912), при-езжавшая на Псковщину к своему духовному отцу, препо-добному Гавриилу Спасо-Елеазаровскому (духовнику на-сельниц Иоанновского монастыря).После революции на Церковь начались гонения. Бедане миновала и Иоанновскую обитель, управлявшуюсяс 1913 по 1925 год игуменьей Ермионией.В 1918 году монастырь лишился всех средств к суще-ствованию. Весь 1920 год власти стремились закрыть мо-настырь под различными «благовидными» предлогами.К осени молитвенное служение продолжалось лишь вИоанно-Предтеченском соборе. Но летом 1925 года Губи-сполком поддержал «просьбу» рабочих завода «Пролета-рий» срыть кладбище и сделать клубом всё здание собора.Колокола древнего литья отправлены на переплавку.Великая Отечественная война не обошла обитель. Во вре-мя освобождения Пскова от немецко-фашистских захватчи-ков был разрушен тёплый храм св. Андрея Первозванного,пострадал и собор. А в 1950-х годах, в связи с расширениемулицы Горького, снесли ограду и каменную надвратную ко-локольню, позже заасфальтировали кладбище.Так печальномогла оборватьсяистория Иоан-но-Предтечен-ского женскогомонастыря. Ноне попустил Го-сподь сокрушитьглавную и самуюдревнюю её свя-тыню.От большогои некогда про-цветавшего деви-чьего монастыряостаётся соборРождества Иоан-на Предтечи.Даже находящуюся в заброшенном состоянии свя-тыню не забывал упомянуть ни один из авторов книго Псковском крае.Первые работы, направленные спасение собора,проводились в 1948–1950-х годах П.Н. Максимовым.Реставрация в значительной степени вернула соборупервоначальный облик.Реставрацию собора продолжил архитекторС.П. Михайлов в 1970–1980-х годах. В нише, служив-шей для молитвы инокинь-княгинь, в 1978 году былобнаружен тайник – около 70 предметов искусстваРуси и Византии ХIV–ХV веков.Изначально храм не расписывался. Фрагменты вы-полненного в Византийской традиции «струйчатого ор-намента» и аналогичный ранним смоленским фрескам«книжного стиля» сохранились до нашего времени наоткосах окон и столбе. Е разрушены бывшие игумен-ский корпус и просфорня. В собрании Псковского му-зея-заповедника находятся: серебряный потир, частьикон, серебряная цата, наперсные резные кресты. Частьмонастырских ценностей и святынь сохранилась в Тре-тьяковской галерее и других музеях России.В 1991 году Иоанно-Предтеченский собор переда-ли Русской Православной Церкви. Настоятелем былназначен иерей Владимир Андреев. В престольныйпраздник 7 июля 1991 года прошла первая Божествен-ная Литургия.В 1993–2006 годах настоятелем был иерей АндрейДавыдов. Он, организовав в приходе иконописнуюшколу, по проекту С.П. Михайлова устанавливает ико-ностас, расписывает стены.В феврале 2007 года приход преобразован в подво-рье Иоанно-Боголовского Крыпецкого монастыря.Высокопреосвященнейший архиепископ (ныне –митрополит) Псковский и Великолукский Евсевий(Савиным) назначает настоятелем прихода Рожде-ства Иоанна Предтечи архимандрита Дамаскина(Сахнюка). Труды его были прерваны трагическойгибелью 29 ноября 2007 года.Возглавляющий подворье в настоящее время игуменСавва (Комаров) с братией продолжает молитвенноеделание и труд по благоукрашению храма: на звонни-це установлены колокола, идёт возведение кованойограды, интерьер собора украсился решёткой на солее,многими иконами.Информация для паломниковБожественные Литургии в Соборе РождестваИоаннаПредтечи служатся по субботам, воскресеньями в праздничные дни, начало вечернихслужб – в 18.00, утренних – в 9.00. В будние дни совершаетсяутреннее и вечернее правило, утром – в7.00, вечером – в 20.00. По вторникам служится молебенс акафистом Иоанну Предтече в 9.00. В храметакже совершаются молебны, панихиды, крещения,венчания, отпевания и другие виды треб.На подворье можно получить информацию о паломническихпоездках к источнику Саввы Крыпецкогои святыням обители.Братия Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкогомонастыря принимает живое участие в судьбе уникальногопамятника древнерусской архитектурыXII века – собора Рождества Иоанна Предтечи – и надеется,что, по милости Божией, он будет полностьювосстановлен, а молитва в нём более не прервётся.Пути Господни неисповедимы, а милость Его незнает предела.Чается молящимся возрождение монашескойжизни Крыпецкого Псковского подворья (бывшегоИоанно-Предтеченского монастыря), которому совсемскоро исполнилось бы 900 лет.Редактор и составитель Борис Лукин |