Псков славится памятниками древнерусской архи-
тектуры.
В живописном уголке Завеличья, напротив
впадения реки Псковы в Великую, расположен Собор
Рождества Иоанна Предтечи – уникальный памятник
русской архитектуры домонгольского периода. Возводи-
ли его в начале 1140-х годов новгородские мастера.
В XIII веке вокруг собора формируется Иоанно-
Предтеченский
девичий монастырь. Впервые, как уже
существующий, он упоминается в летописи под 1243 го-
дом в связи с погребением преподобной княгини Ев-
фросинии.
Княгиня – дочь полоцкого князя Рогволода Борисо-
вича – святому благоверному князю Довмонту-Тимо-
фею, повесть о котором открывает все псковские лето-
писи, приходилась тёткой. Рано овдовев, Евфросиния
становится женой Ярослава – вдового сына псковского
князя. Отец его, Владимир Мстиславович, не раз защи-
щал родной город от крестоносцев. Ярослав же, перемет-
нулся на сторону ливонских рыцарей. В 1231 году пско-
вичи захватили Ярослава во время нападения литовцев
на Изборск и заточили в Северный Переяславль. Он же,
бежав в Ливонию, принял католичество и женился на
немке, получив во владение город Медвежья Голова –
Оденп (в современной Эстонии – Отепя).
Уныние было не в характере Евфросинии, воспитан-
ной на примере принявших иночество сродниц – по-
лоцких княжон: Градиславы, Звениславы, Ольги и Ки-
рианны. По благочестивому обычаю тех лет княгиня
уневестила себя Христу, приняв монашеский постриг в
Иоанно-Предтеченском женском монастыре Пскова с
именем Евпраксия.
Вскоре благоверная княгиня Евпраксия становится
настоятельницей монастыря в сане игуменьи. Во время
оккупации города крестоносцами в 1240 году (в их рядах
был и её бывший муж) её стараниями удалось сохранить
ценности монастыря и библиотеку.
После победы в 1242 году
Александра Невского над
немецкими рыцарями, князь Ярослав вызвал бывшую
супругу, игуменью Евпраксию, в город Оденп, возмож-
но, для передачи части принадлежащего ему имущества.
Игуменья приехала с келейницей, монахиней Снанду-
лией. В Оденпе обе
приняли мучени-
ческую смерть от
руки сына немецкой
жены Ярослава.
Погребение княгини состоялось в родном мона-
стыре, в соборе Иоанна Предтечи. Память препо-
добной княгини Евпраксии празднуется 16 октя-
бря (29 октября по новому стилю). В память о любимой
игуменье при гробнице преподобной поставили принад-
лежавший ей настоятельский чёрный посох.
В Псковской летописи записано о чуде при её гробе:
«В 18-й день мая 1243 года явилось знамение от иконы Спа-
сителя, стоящей над гробом княгини… 12 дней истекало
миро от иконы и наполнило 4 вощаницы (чаши)… Две во-
шаницы привезены были на благословение в Новгород, а две
оставлены в Пскове. Слава Тебе, Господи, давшему нам,
грешным и недостойным рабам, такое благословение!»
С древности почиталась за святую подвижницу и ке-
лейница княгини, погребенная рядом со своей игуме-
ньей.
Монастырь, несмотря на частые нападения врагов и
пожары, был процветающим и богатым. О его привиле-
гированном положении свидетельствуют щедрые вкла-
ды князей и бояр, и то, что именно сюда постригались
в инокини представительницы княжеских псковских се-
мей.
В 1299 году в Иоанно-Предтеченской обители приня-
ла пострижение в схиму с именем Марфа благоверная
княгиня Мария, супруга святого князя Довмонта-Ти-
мофея, дочь великого князя Димитрия Александрови-
ча, внучка святого благоверного князя Александра Не-
вского. Она мирно отошла ко Господу
8 ноября 1300 года. В этот же день
празднуется её память (21 ноября
н.ст.). Гробница преподобной Мар-
фы находится у южной стены со-
бора, вблизи юго-западного
угла.
Из старинных монастыр-
ских синодиков известно,
что в обители погребены
псковские княгини-иноки-
ни: Васса, Голиндуха, Иулия
и княгини: Анна, Иулиания,
Мария, Александра, Евфроси-
ния, София, Елена. В 1487 году на
монастырском кладбище обрели
вечный покой супруга и млад-
ший сын князя Ярослава Стриги-
Оболенского,
умершие от мора.ФГУП «Новгород АГП» Роскартографии, 2007
(1730–1740 гг.), пожертвовали
два шитых золотом покрова
на раки преподобных кня-
гинь Евпраксии и Марфы и
50 рублей на устройство но-
вого соборного иконостаса.
Политика Петра I в по-
следние годы царствования
привела монастырь к обни-
щанию: в 1743 году в обители
остаётся всего пять сестёр.
Во второй половине
XVIII века наступили более
тяжёлые времена. Иоанно-
Предтеченский монастырь,
избежав закрытия, становит-
ся «второклассным».
Но Божьей помощью, пре-
одолевая трудности, обитель продолжает жить и развивать-
ся. В обитель, в которой к 1764 году числится лишь игуменья
и две инокини, из некоторых упраздненных женских мона-
стырей переводятся сестры и приписывают Ильинскую и
Стефановскую церкви в Завеличье. В 1763 году с севера к
собору пристроен тёплый храм в честь св. апостола Андрея
Первозванного.
Век девятнадцатый вернул обители прежнее величие: ве-
дётся новое строительство, увеличивается число насельниц.
В 1805 году, при игуменье Евфросинии, деревянную
ограду вокруг двух гектаров монастырской территории за-
менили каменной с башенками.
При игуменье Магдалине построены двухэтажные ка-
менные кельи (1823 г.), в них же тёплая церковь во имя Пре-
святой Троицы.
Растёт количество насельниц. Этому способствует и воз-
росшее число прихожан, и щедрые вклады известных благо-
творителей: Императрицы Марии Александровны, графини
Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, Великих князей
Константина Константиновича, Дмитрия Константинови-
ча, Сергея Александровича и Павла Александровича.
Хотя монастырь часто сам нуждался в финансах, игуме-
ньи с сестрами всегда жертвовали на благотворительность.
В монастырских документах за 1854–1855 годы можно про-
честь: «проявили особое усердие Отечеству дароприноше-
ниями» на военные издержки.
Продолжается строительство. В 1882 году над главным
въездом в обитель возведена каменная надвратная коло-
кольня с часами, увенчанная шпилем с золочёным крестом.
На неё перевешены 10 колоколов со звонницы, самые древ-
С самого основания Иоанно-Предтеченский жен-
ский монастырь получал множество льгот от
псковских князей. А в 1510 году и великим мо-
сковским князем Василием III монастырю была дана
Несудимая грамота; позже она подтверждалась царями
Иоанном Грозным (в 1536 году),
Федором Иоаннови-
чем (в 1585 году).
За века своего существования обитель неоднократ-
но достраивалась и поновлялась. Собор Рождества
Иоанна Предтечи в XVI веке
украсили (дошедшие до
наших дней) – звонница, а в XVII веке – притвор.
Находясь за городскими укреплениями, монастырь
страдал от нападений и разорений. Особенно тяжело
отразилась на его состоянии осада Пскова шведским
королём Густавом Адольфом в 1615 году. Но с этого
периода начинается и новая эпоха в истории обители.
По указу царя Михаила Федоровича монастырь воз-
обновляется. От имени царя и патриарха Филарета
28 марта 1623 года монастырю пожалована Грамота,
подтверждающая права на все монастырские земли
и даровавшая новые привилегии. Грамота подтверж-
далась в 1674 году царем Алексеем Михайловичем и в
1685 году царями-соправителями: Иоанном и Петром
Алексеевичами. Поэтому в XVII веке монастырю при-
надлежали обширнейшие земли, 13 деревень в разных
«губах» и 33 пустоши.
Во время царствования Петра I заботилась о мона-
стыре царица Параскева Феодоровна, вдовствующая
супруга царя Иоанна Алексеевича. В 1716 году она с
дочерью Анной Иоанновной, будущей императрицей
ние из них датировались 1542
и 1590 годами, а самый боль-
шой весил 2400 кг.
В 1895 году основана бо-
гадельня для женщин. В
1896 году на средства мона-
стыря открывается школа для
тридцати мальчиков и двад-
цати девочек.
К началу XX века мона-
стырь украшали: соборный
храм во имя Рождества Иоанна
Предтечи (летний), храм
Андрея Первозванного (зим-
ний), несколько каменных
корпусов, колокольня, ка-
менная ограда вокруг мона-
стыря, ухоженное кладбище
и обширный фруктовый сад.
В 1913 году в монастыре находилось 118 насельниц:
игуменья, 33 монахини, 44 рясофорные послушницы и
40 послушниц. Обитель славилась благозвучным хором и
мастерскими, особенно: иконописной, золотошвейной
и белошвейной.
В годы игуменства матушки Ювеналии (1894–1913)
обитель трижды посетила святая преподобномученица
Великая княгиня Елизавета Феодоровна (1910–1912), при-
езжавшая на Псковщину к своему духовному отцу, препо-
добному Гавриилу Спасо-Елеазаровскому (духовнику на-
сельниц Иоанновского монастыря).
После революции на Церковь начались гонения. Беда
не миновала и Иоанновскую обитель, управлявшуюся
с 1913 по 1925 год игуменьей Ермионией.
В 1918 году монастырь лишился всех средств к суще-
ствованию. Весь 1920 год власти стремились закрыть мо-
настырь под различными «благовидными» предлогами.
К осени молитвенное служение продолжалось лишь в
Иоанно-Предтеченском соборе. Но летом 1925 года Губи-
сполком поддержал «просьбу» рабочих завода «Пролета-
рий» срыть кладбище и сделать клубом всё здание собора.
Колокола древнего литья отправлены на переплавку.
Великая Отечественная война не обошла обитель. Во вре-
мя освобождения Пскова от немецко-фашистских захватчи-
ков был разрушен тёплый храм св. Андрея Первозванного,
пострадал и собор. А в 1950-х годах, в связи с расширением
улицы Горького, снесли ограду и каменную надвратную ко-
локольню, позже заасфальтировали кладбище.
Так печально
могла оборваться
история Иоан-
но-Предтечен-
ского женского
монастыря. Но
не попустил Го-
сподь сокрушить
главную и самую
древнюю её свя-
тыню.
От большого
и некогда про-
цветавшего деви-
чьего монастыря
остаётся собор
Рождества Иоан-
на Предтечи.
Даже находящуюся в заброшенном состоянии свя-
тыню не забывал упомянуть ни один из авторов книг
о Псковском крае.
Первые работы, направленные спасение собора,
проводились в 1948–1950-х годах П.Н. Максимовым.
Реставрация в значительной степени вернула собору
первоначальный облик.
Реставрацию собора продолжил архитектор
С.П. Михайлов в 1970–1980-х годах. В нише, служив-
шей для молитвы инокинь-княгинь, в 1978 году был
обнаружен тайник – около 70 предметов искусства
Руси и Византии ХIV–ХV веков.
Изначально храм не расписывался. Фрагменты вы-
полненного в Византийской традиции «струйчатого ор-
намента» и аналогичный ранним смоленским фрескам
«книжного стиля» сохранились до нашего времени на
откосах окон и столбе. Е разрушены бывшие игумен-
ский корпус и просфорня. В собрании Псковского му-
зея-заповедника находятся: серебряный потир, часть
икон, серебряная цата, наперсные резные кресты. Часть
монастырских ценностей и святынь сохранилась в Тре-
тьяковской галерее и других музеях России.
В 1991 году Иоанно-Предтеченский собор переда-
ли Русской Православной Церкви. Настоятелем был
назначен иерей Владимир Андреев. В престольный
праздник 7 июля 1991 года прошла первая Божествен-
ная Литургия.
В 1993–2006 годах настоятелем был иерей Андрей
Давыдов. Он, организовав в приходе иконописную
школу, по проекту С.П. Михайлова устанавливает ико-
ностас, расписывает стены.
В феврале 2007 года приход преобразован в подво-
рье Иоанно-Боголовского Крыпецкого монастыря.
Высокопреосвященнейший архиепископ (ныне –
митрополит) Псковский и Великолукский Евсевий
(Савиным) назначает настоятелем прихода Рожде-
ства Иоанна Предтечи архимандрита Дамаскина
(Сахнюка). Труды его были прерваны трагической
гибелью 29 ноября 2007 года.
Возглавляющий подворье в настоящее время игумен
Савва (Комаров) с братией продолжает молитвенное
делание и труд по благоукрашению храма: на звонни-
це установлены колокола, идёт возведение кованой
ограды, интерьер собора украсился решёткой на солее,
многими иконами.
Информация для паломников
Божественные Литургии в Соборе Рождества
Иоанна
Предтечи служатся по субботам, воскресеньям
и в праздничные дни, начало вечерних
служб – в 18.00, утренних – в 9.00. В будние дни совершается
утреннее и вечернее правило, утром – в
7.00, вечером – в 20.00. По вторникам служится молебен
с акафистом Иоанну Предтече в 9.00. В храме
также совершаются молебны, панихиды, крещения,
венчания, отпевания и другие виды треб.
На подворье можно получить информацию о паломнических
поездках к источнику Саввы Крыпецкого
и святыням обители.
Братия Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого
монастыря принимает живое участие в судьбе уникального
памятника древнерусской архитектуры
XII века – собора Рождества Иоанна Предтечи – и надеется,
что, по милости Божией, он будет полностью
восстановлен, а молитва в нём более не прервётся.
Пути Господни неисповедимы, а милость Его не
знает предела.
Чается молящимся возрождение монашеской
жизни Крыпецкого Псковского подворья (бывшего
Иоанно-Предтеченского монастыря), которому совсем
скоро исполнилось бы 900 лет.
Редактор и составитель Борис Лукин
|