Собор рождества И.П

Подворье Крыпецкого монастыря – Собор Рождества Иоанна Предтечи

Подворье Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря

Собор Рождества Иоанна Предтечи

Древний город Псков славится многими замечательными старинными храмами и монастырями. Особое уникальное место среди них занимает собор Рождества Иоанна Предтечи, который до 1925 года был главным храмом Иоанно-Предтеченского женского монастыря.

Первое упоминание о Иоанно-Предтеченском монастыре в Псковской летописи за 1243 год связано с преподобной княгиней псковской Евфросиньей, в схиме Евпраксией. Княгиня Евфросиния была дочерью полоцкого князя Рогвольда Борисовича, теткой благоверного князя Довмонта-Тимофея и супругой князя Ярослава Владимировича, княжившего в Пскове с 1214 года.

Отец Ярослава, псковский князь Владимир Мстиславович, часто воевал с немецким ливонским орденом, хотя и был женат на дочери рижского бискупа. Ярослав не пошел по стопам отца, а принял сторону врагов псковичей и водил с ливонскими рыцарями дружбу. Бросив свою благочестивую супругу Евфросинию, он женился на немке и, оставив Псков, поселился в городке Одемпе (Медвежья Голова), который получил во владенье. Вместе с немецким ливонским орденом Ярослав часто нападал на Псковскую землю и псковичей. В 1231 году он захватил Изборск, но псковичи схватили его и заточили в Северный Переяславль.

 

 

 

    Оставленная неверным супругом благочестивая княгиня Евфросинья всецело предалась подвигам иночества в Иоанно-Предтеченском монастыре, где приняла пострижение в схиму с именем Евпраксии и стала настоятельницей в сане игумений. Много бед и скорбей ей пришлось испытать в своей многотрудной жизни, и единственным её утешением и смыслом жизни стала вера в Господа Иисуса Христа. В молитве, иноческих подвигах и трудах по управлению обителью преподобная Евпраксия обретала мир в своем сердце и спасение души.

    18 мая 1243 года, вызванная на встречу с Ярославом, к тому времени женившимся на немке, преподобная Евпраксия приняла мученическую смерть в городке Оденпе от руки сына жены Ярослава. Погребение княгини состоялось в соборе Рождества Иоанна Предтечи у северной стены рядом с амвоном. При гробнице преподобной Евпраксии всегда находился принадлежавший ей настоятельский деревянный черный посох. От гробницы святой стали истекать чудотворения. В Псковской летописи современник описывает такой случай: “В 18-й день мая 1243 года явилось знамение от иконы Спасителя, стоящей над гробом княгини… 12 дней истекало миро от иконы и наполнило 4 вощаницы (чаши), как скляницы. Две вощаницы привезены были на благословение в Новгород, а две оставлены во Пскове. Слава Тебе, Господи, давшему нам грешным и недостойным рабам такое благословение! Уповаем на Тебя, Вседержитель! Ты Человеколюбивый презираешь на нас убогих великою милостию” (“Жития святых”, октябрь, М., 2000, стр. 124-125). Икона была названа “Спаситель Мироточивый”, сейчас предположительно она находится в Троицком соборе.

   Память преподобной княгини Евпраксии празднуется 16 октября по старому стилю или 29 октября по-новому. С древности почиталась за благочестия келейница княгини, монахиня Снандулия, которая погребена у северной стены Иоанно-Предтеченского собора рядом с преподобной Евпраксией у входа на хоры.

В 1299 году в Иоанно-Предтеченском монастыре приняла пострижение в схиму с именем Марфа благоверная княгиня Мария, дочь великого князя Димитрия Александровича, внучка святого благоверного князя Александра Невского и супруга святого благоверного князя Довмонта-Тимофея. Больше года провела преподобная княгиня Марфа во вдовстве и иноческих подвигах поста и молитвы и мирно скончалась 8 ноября 1300 года. В этот день ей празднуется память (21 ноября по новому стилю). Гробница преподобной княгини Марфы находится у южной стены Иоанно-Предтеченского собора.

У южной стены собора ближе к алтарю была гробница псковской княгини Наталии, также принявшей пострижение в монашество в Иоанно-Предтеченском монастыре и издревле, почитавшейся за свою подвижническую жизнь. Княгиня Наталия была невесткой преподобной княгини Марфы и супругой ее сына князя Давида.

Почиталась в монастыре за подвижницу благочестия и келейница преподобной княгини Марфы, старица Синклитикия, но место ее погребения неизвестно.

По старинным монастырским синодикам, в Иоанно-Предтеченском соборе и вокруг него погребены псковские княгини: инокиня Васса, инокиня Голендуха, инокиня Иудия, Анна, Иулиания, Мария, Александра, Евфросиния, София и Елена. В 1487 году здесь была погребена супруга псковского князя Ярослава-Севастиана Васильевича Стриги-Оболенского вместе с своим младшим сыном, умершие от моровой язвы. На монастырском кладбище захоронены некоторые псковские князья, губернаторы и архиереи. В придельном храме святого апостола Андрея Первозванного погребен отец знаменитого героя Отечественной войны 1812 года Александра Фигнера – Самуил Самуилович Фигнер, бывший псковским вице-губернатором.

В течение многих столетий монастырское кладбище предназначалось для погребения как сестер обители, так и многих псковичей.

Здесь хоронили и пострадавших от бесчисленных моровых поветрий монахинь и мирян.

В XIX веке на монастырском кладбище почитались могилы двух смиренных насельниц обители: схимонахини Аполлинарии (+1866 г.), отличавшейся строгоподвижническою жизнью, и монахини Максимилии (+ 1851 г.), бывшей строгой постницей и дожившей до 110 лет.

Любил отдыхать на хворосте возле стен Иоанно-Предтеченской обители, расположенной в тихом уютном месте, как утверждает местное предание, блаженный Николай Псковский Чудотворец Христа ради юродивый.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь, начиная со дня своего основания, имел от псковских князей, великих князей и царей различные преимущества, которых не имели прочие монастыри.

После присоединения Пскова к Московскому царству в 1510 году великим князем Василием Иоанновичем III была дана несудимая грамота монастырю, которая позже подтверждалась в 1536 году царем Иоанном Грозным и в 1585 году царем Федором Иоанновичем. Несудимая грамота освобождала от местного суда, от податей и подчиняла личному суду самого князя (царя).

В 1623 году после разорения польско-литовскими и шведскими войсками возобновленному Иоанно-Предтеченскому монастырю царем Михаилом Федоровичем была дарована особая грамота, подтверждавшая древние земельные владения монастыря, особый суд игумений над монастырскими людьми за исключением уголовных дел. Эта грамота подтверждалась в 1646 году царем Алексеем Михайловичем и в 1685 году правящими царями Иоанном V и Петром Великим.

В XVII веке монастырю принадлежали целый городской квартал земли, 13 деревень в разных «губах» и 33 пустоши в разных уездах.

Благотворителями монастыря были известные псковские семьи и члены царской семьи. В 1700 году псковские купцы Поганкины передали в дар серебряный венец к иконе Божьей Матери «Одигитрия Старорусская». Дважды посещали в 1716 году по дороге в свою вотчину Иоанно-Предтеченский монастырь супруга царя Иоанна Алексеевича Параскева Феодоровна, и ее дочери – Анна Иоанновна, будущая императрица, и Параскева Иоанновна. Царица Параскева Феодоровна пожертвовала два шитых золотом покрова на раки преподобных княгинь Евпраксии и Марфы и 50 рублей на устройство соборного нового иконостаса. В 1723 году при игуменье Евстолии (Ладыгиной) (1716-1730 гг.) по указу царицы Параскевы Феодоровны и благословению Высокопреосвященнейшего Феофана (Прокоповича), Архиепископа Псковского и Нарвского, в Иоанно-Предтеченском соборе был устроен новый иконостас (50 рублей на его возведение пожертвовала императрица Екатерина Алексеевна). Запись о пожертвованиях царицы Параскевы Феодоровны сохранилась на иконе Святителя Николая Чудотворца, которая ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее, и, возможно, она происходит из соборного иконостаса.

XVIII век был тяжелым временем для русских монастырей, многие из которых после введения штатов в 1764 году были закрыты и лишились своих земельных наделов. Количество сестер в Иоанно-Предтеченской обители в 1743 году достигло 5, а в начале 1764 года оставались лишь одна игуменья и две сестры. В 1764 году к обители были приписаны Ильинская и Стефановская церкви на Завеличье, и переведены сестры из нескольких закрытых женских монастырей.

В XIX веке положение монастыря стало поправляться и увеличиваться количество насельниц. Благодетелями обители были императрица Мария Александровна, известная графиня А.А. Орлова-Чесменская.

В числе известных посетителей монастыря были в 1878 году великие князья Константин Константинович, Димитрий Константинович, Сергий Александрович и Павел Александрович. В августе 1910-1912 гг. три раза посещала соборный храм и сестер святая преподобномученица Елисавета, которая приезжала на псковскую землю к своему духовнику преподобному Гавриилу Спасо-Елеазаровскому. Преподобный Гавриил в 1908 -1914 гг. был духовником сестер Иоанно-Предтеченского монастыря, которые для него были особенно дороги за их детскую веру.

Центром духовной жизни сестер Иоанно-Предтеченского монастыря на протяжении многих столетий была молитва в древнем соборе Рождества Иоанна Предтечи.

Иоанно-Предтеченский собор многократно исследовался виднейшими учеными, исследователями архитектуры и архитекторами-реставраторами, такими, как И. Грабарь, А. И. Некрасов, П. Н. Максимов, Г.М. Штендер, Л.И. Комеч, С.П. Михайлов и другие. Общепринятая дата основания собора – начало 1140-х гг. Последние исследования собора проводил С.П. Михайлов, который датировал постройку 1124-1127 годами.

Собор в отличие от многих других псковских церквей сложен из известковой плиты с добавлением кирпича-плинфы. Он сохранил многие черты древности, хотя и его затронули поздние перестройки. Собор представляет собой трехглавый шестистолпный трехапсидный храм в виде корабля с позакомарным покрытием, напоминающий архитектуру новгородских соборов Юрьева и Антониева монастырей, построенных в начале XII века. При этом можно заметить, в отличие от последних Иоанно-Предтеченский храм более приземистый. В XII веке собор был украшен росписями. В настоящее время сохранились фрагменты мраморировки в нижней части северо-восточного столба и орнаменты в малых круглых конических окнах второго света.

Находясь на ближних подступах к Пскову, собор, как и все монастырские строения, часто страдал от вражеских нашествий. Особенно сильный ущерб был нанесен ему в 1615 году, когда Иоанно-Предтеченский монастырь находился в пределах войск осаждавшего Псков шведского короля Густава Адольфа.

Во время освобождения Пскова от немецко-фашистских захватчиков в 1944 году часть собора была разрушена снарядами и пожаром.

В 1949-1959 гг. была проведена реставрация храма по проекту П.М. Максимова. В результате реставрации было восстановлено древнее позакомарное покрытие, шлемовидные главы, прежние оконные и дверные проемы, древние формы надкупольных деревянных крестов.

Исследования и реставрация Иоанно-Предтеченского собора были продолжены архитектором С.П. Михайловым в 1970-1980 гг.

Исследования показали, что современный вид собора сильно искажен толщей наносного культурного слоя, которая уменьшила высоту храма и изменила основные его пропорции.

Не смотря на это, при внимательном взгляде на храм поражает и вызывает восхищение могучая массивность храма, живописная ассиметричность его глав и звонницы, ритмичный рисунок волнистых закомар, уникальные круглые окна в восточной части четверика и особый глубокий молитвенный настрой внутри собора.

На западной стене храма на уровне хоров в толще стены имеются ниши, возможно, служившие для уединенной молитвы инокинь-княгинь. В одной из таких ниш в 1978 году С.П. Михайловым был обнаружен тайник, где среди почти 70 предметов находились иконы небольшого размера, предназначавшиеся для келейного употребления. Среди них икона византийского письма (XIV в.) и ряд икон псковской школы иконописи (XV в.) пенал и дискос.

Существующий притвор монастыря был пристроен к собору в XVIII столетии.

Кроме главного придела, Иоанно-Предтеченский собор имел северные приделы в честь святого апостола Андрея Первозванного и преподобного Серафима Саровского, оба разрушенные в 1944 году. Время строительства Андреевского придела неизвестно, но он упоминается в монастырской описи 1763 года. В 1845 году этот придел заново перестраивался на средства псковского купца А.А. Дерябина. В 1896 году придел был расписан, а в 1908 году в нем был устроен придел преподобного Серафима Саровского. Оба придела были отапливаемыми, и богослужение в них проводилось в зимнее время.

Двухпролетная звонница в юго-западном углу собора появилась в XVI столетии. Рядом с ней на небольшом отдалении от храма стояла крытая площадка для звонарей. В 1882 году колокола были перевешаны на новопостроенную каменную надвратную колокольню главного въезда в монастырь. На первом этаже колокольни располагались караульня и кладовые, а на самом верху были установлены часы с колокольным звоном, шпиль с золоченым – железным крестом. На колокольне висело 10 колоколов, из которых самый большой имел вес 2400 кг, самые древние из них датировались – 1542 и 1590 годами.

В настоящее время, кроме собора, от монастырских построек сохранились игуменский корпус 1885 года и просфорня 1899 года постройки. В игуменском корпусе располагались на втором этаже покои настоятельницы и на первом – общая трапезная с кухней. Просфорня использовалась, кроме прямого назначения, и как монастырская ризница, и под рукодельные мастерские.

Из других построек, упоминавшихся в монастырских ведомостях, не сохранились кельи сестер, кладовые, мастерские (иконописная, золотошвейная, ткацкая, белошвейная и другие), школа на 30 мальчиков и 20 девочек, богадельня для призрения престарелых и больница. Был в монастыре насажен большой фруктовый сад. На богослужениях пел свой прекрасный хор. В 1915 году в обители насчитывалось 135 сестер.

Ограда монастыря, как и все постройки в обители, до XIX века была деревянная. В 1805 году она была заменена на каменную с четырьмя башнями по углам. Общая площадь монастыря внутри ограды составила почти два гектара.

В полукилометре к югу от Иоанно-Предтеченского монастыря на берегу реки Великой находятся водяные ключи чистой воды, не замерзающие зимой и носящие имя “Ивановских ключей”. Рядом с ними ранее проходила граница монастырской территории, и располагались “монастырские поварни”.

Из сохранившихся святынь монастыря в Псковском музее хранятся некоторые иконы, найденные в 1978 году в тайнике собора, храмовая икона Стефановского монастыря, некогда приписанного к Иоанно-Предтеченскому монастырю, резные кресты, серебряный потир, пожертвованный вдовой О.М. Фигнер. Многие святыни до сих пор находятся в других музеях России.

Монастырское предание называет одной из первых игумений Иоанно-Предтеченского монастыря преподобную княгиня Евпраксию. Последующие настоятельницы также имели сан игумений. Последними настоятельницами монастыря были игумения Ювеналия (1894-1913 гг.) и игуменья Ермиония (1913-1925 гг.). Игумения Ермиония при изъятии церковных ценностей революционными властями была арестована за укрытие монастырских святынь под видом могилы на монастырском кладбище. В числе репрессированных она была в ссылке на Урале и на поселении на Валдае.

Для монастыря печальные времена наступили в 1918 году, когда обитель лишилась земли в количестве 73 десятин и банковского капитала в размере 41882 рублей 40 копеек.

В 1920 году советские власти закрыли Старо-Вознесенский женский монастырь, устроив в нем тюрьму, а сестер перевели в Иоанно-Предтеченский монастырь. В 1921 году под предлогом помощи голодающим Поволжья, были изъяты монастырские святыни из серебра и золота. После этого власти неоднократно пытались закрыть монастырь. На его территории разместили рабочий городок кожзавода “Пролетарий”. В кельях сестер поселились рабочие, а в Андреевском приделе устроили клуб. В марте 1924 года с колокольни сняли колокола и передали в переплавку на завод “Металлист” (ныне ПЭМЗ). В 1925 году Псковский губисполком принял окончательное решение о закрытии монастыря и уничтожении древнего кладбища. Сестры вынуждены были жить на частных квартирах.

В последующие 1920-1930 гг. бывших насельниц преследовали: многие из них были репрессированы, других высылали за пределы Псковской области, а некоторые из них, видимо, претерпевали мученическую кончину, о чем свидетельствуют найденные в 1991-1992 гг. в Иоанно-Предтеченском соборе человеческие останки со следами насильственной смерти.

В 1930 гг. собор использовался как гараж КГБ, а в последующие годы – под склад типографии, хранилище торфа и музей. Колокольня и ограда были разобраны в 1957-1958 гг., а в 1962 году окончательно было срыто кладбище и площадь у собора заасфальтирована.

В 1991 году Иоанно-Предтеченский собор был передан Русской Православной Церкви, и 7 июля 1991 года прошло первое богослужение с новым настоятелем иереем Владимиром Андреевым. Передано для нужд прихода и бывшее здание просфорни.

В 1993 – 2006 гг. настоятелем собора был иерей Андрей Давыдов. Он организовал при приходе иконописную школу. Отец Андрей, будучи иконописцем, расписал фресками притвор, некоторую часть главного нефа собора. Следуя проекту архитектора С.П. Михайлова, разработанному еще в 1980-х гг., он установил и расписал в Иоанно-Предтеченском соборе невысокий двухъярусный иконостас в византийском стиле с применением образцов синайских монастырей.

В феврале 2007 года настоятелем прихода Рождества Иоанна Предтечи Высокопреосвященнейшим Владыкой Евсевием (Саввиным), Архиепископом Псковским и Великолукским, был назначен наместник Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря архимандрит Дамаскин (Сахнюк). Приход передан для организации подворья Крыпецкого монастыря. Крыпецкий монастырь прилагает все силы, чтобы собор Рождества Иоанна Предтечи, как и в прежние времена, был средоточием духовной жизни Пскова.

 

    Богослужения в соборе проходят во все воскресные и праздничные дни. Начало вечернего богослужения – в 18 часов, а утреннего – в 9 часов.

   Совершаются молебны, панихиды, Таинство Исповеди, Соборования, Крещения, Венчания, отпевания и другие церковные требы.

   В храме можно подать требы для поминовения на проскомидии и на Неусыпаемой Псалтири в Крыпецкий монастырь.

   При содействии братии прихода можно совершить паломничество к святыням и источнику Крыпецкого монастыря.