English French German Italian Portuguese Russian Spanish
Православный календарь


Add to Google Reader or Homepage

Подписка на рассылку

Введите ваш email адрес:

Схема проезда
Записки и пожертвования

Анонсы событий

 

 В данном разделе обьявляются праздники и различные мероприятия,которые в ближайшее время пройдут в Крыпецком Монастыре

 

Святыни

 

 391.jpgСвятыни Крыпецкого монастыря

 

Собор Рождества И.П.

 

Собор Рождества Иоанна Предтечи

 

Храм Святителя Николая

 

Храм Святителя Николая

 

 

История Крыпецкого монастыря

 
 

kryp0041.jpgИстория Крыпецкого Монастыря

 

 

Фотоальбомы Крыпецкого монастыря

 
 

L1870173.JPGФотоальбомы Крыпецкого Монастыря

 

 

Видео Крыпецкого монастыря

 
 

4301.jpgВидеозаписи Крыпецкого Монастыря

 

 

Песнопения Крыпецкого монастыря

 
 

o.damaskin.jpgПеснопения Крыпецкого Монастыря

 



Святая преподобномученица Евпраксия Псковская.

_________________________.1.jpgПсковская земля

В древние времена красива и богата была Псковская земля. В дремучих лесах водилось много зверей, в реках плескалось множество рыбы. В месте слияния широкой и полноводной реки Великой и небольшой речки Псковы возвышалась окружённая водой высокая известковая скала с крутыми, обрывистыми краями. Именно на этой скале и построили люди из славянского племени кривичи крепость – Кромль (Кремль), а по берегам реки вырос город. Город назывался сначала Плесковом, затем – Псковом.

Впервые в русских летописях Псков упоминается в 903 году в рассказе о женитьбе киевского князя Игоря: «и приведоша ему жену от Пьскова именем Олгу».

Псковитяне гордились своим городом, который быстро рос и развивался. Псков стоял на удобнейшем пути в другие страны. Недалеко от города река Великая впадала в Псковское озеро, сливавшееся затем с Чудским. По рекам Эмбаху и Нарове озёра сообщались с дальними морями и странами, откуда приплывали иноземные купцы с диковинными товарами. Через верховья и притоки реки Великой псковские торговцы сравнительно легко проникали в Западную Двину, а по притоку Великой — Черехе, через приток Шелони — Узу достигали Новгорода и выходили на великий водный путь «из варяг в греки». Уже в XIII веке автор немецкой хроники писал о Пскове: «Этот город так обширен, что его окружность обнимает пространство многих городов, и

 в Германии нет города равного Пскову».

Но Псков был не только крупным торговым городом, но и заслоном на опаснейшем участке границ древней Руси, ставшим особенно опасным после того, как в Прибалтику вторглись немецкие завоеватели. Это была тяжёлая, но вместе с тем и почётнейшая задача. Псковичи со славой выполняли её, служили всему русскому народу и всей Русской земле, сдерживали врагов. В течение нескольких столетий Псков вёл почти беспрерывную войну, много раз был осаждаем врагами, перенёс тягчайшие испытания и вышел из них победителем, не изменил Русской земле и Православной вере. «Чести моей никому не отдам», — написано на мече первого псковского князя Всеволода-Гавриила Ярославича. Этот девиз мог бы служить девизом всего Пскова.

  

Борьба с немецким Орденом

В XII веке, проливая потоки крови и слёз своих жертв, предавая всё огню и мечу, вторглись в богатую Прибалтику, мирно процветавшую до того под покровительством русских, немецкие рыцари. Покровители Прибалтики — полоцкие князья были изгнаны из неё. После жесточайшей борьбы пал последний оплот русичей в Прибалтике — Юрьев. Жителей его, как эстов, так и русских, немцы зверски истребили, всех до единого. В начале XIII века немцы построили свой оплот в Прибалтике — Ригу, организовали рыцарские ордена, в частности «духовно-рыцарский» Орден меченосцев. Назначением его было завоевание чужих земель и обращение в католичество местных жителей вначале в Прибалтике, а затем и на Руси.

Немецкие рыцарские ордена были грозной военной силой, хорошо организованной и вооружённой. Предавая Прибалтику разграблению, немцы, действуя путем подлого обмана, натравливали её отдельные племена друг на друга, облегчая себе этим борьбу с ними. Земли эстов, леттов, ливов и других народов Прибалтики были опустошены, сожжены, превращены почти в пустыню. Вот как описывает эпизоды этих походов немецкая же хроника:

«Придя туда, мы разделили войско своё по всем дорогам, деревням и областям той страны и стали всё сжигать и уничтожать. Мужчин всех убивали, женщин и детей брали в плен, угоняли много скота и коней». «Не имели покоя... пока... окончательно не разорили ту область, обратив её в пустыню, так что ни людей, ни съестного в ней не осталось». «Захватили эстов... и перебили их. Деревни, какие ещё оставались, сожгли, и всё, что прежде было недоделано, тщательно закончили».

После того как Прибалтика была завоёвана и разграблена, целью немецких захватчиков стало завоевание и разграбление Руси. Их манили к себе богатые города и земли Великого Новгорода и Пскова.

Немцы вплотную подошли к русским владениям. Новгороду и ещё в большей мере Пскову предстояло принять на себя натиск нового врага, угрожавшего Русской земле, и стать её заслоном, выдержав упорную и длительную борьбу.

Как укрепить псковскую землю, уберечь её от немцев? Решил псковский князь Владимир Мстиславович, защитник Пскова, женить своего сына Ярослава на полоцкой княжне Евфросинии. «Из древнего славного рода княжна, благочестива и в Православной вере воспитана, да и помощь от князей полоцких в лихой час может понадобиться», думал князь Владимир.

 

           Славный род

Род княжны Евфросинии происходил из древнего Полоцка и славился своими знаменитыми предками. У истоков рода стояли великая княгиня Ольга, предшествовавшая христианству в Русской земле, как утренняя заря перед светом полуденным, святой великий князь Владимир, крестивший Русь. Отцом преподобной был полоцкий князь Рогволод-Василий Борисович, двоюродный брат святой Евфросинии Полоцкой, а матерью – дочь великого киевского князя Изяслава Мстиславича. Родители нарекли княжну Евфросиния, видимо, в честь преподобной Полочанки. Родная сестра отца Звенислава (в монашестве Евпраксия) была ближайшей сподвижницей святой Евфросинии.

В детские годы юная княжна получила прекрасное образование в школе, основанной преподобной Евфросинией при Спасовом монастыре, где обучалась Закону Божиему, Священному Писанию, пению, иностранным языкам, а также «чистоте душевней…, ступанию кротку, гласу смирену, слову благочестну, … при старейших молчати, мудрейших послушати, ко старейшим покорением, к точным и меншим любовь без лицемериа, мало вещати, а много разумети».

В этот же период подвизались в монастыре племянницы его преподобной основательницы Агафия и Евфимия. Княжна росла в ореоле святости преподобной, и в её сердце, как на доброй почве, проросли благодатные всходы живой веры, уважения к старшим, доброты, отзывчивости.

 

Неверный муж

Звонят колокола в граде Пскове. Женится молодой псковский князь Ярослав Владимирович. Рано овдовел он, не оставила ему почившая супруга потомства. Избрал ему в жены отец князь Владимир Мстиславич благочестивую, тоже рано овдовевшую, княжну Евфросинию Рогволодовну.

Неспокойно на севере Русской земли. Зимою 1218 года немцы-рыцари впервые напали на новгородские владения. Новгородцы выставили против врагов своё войско под предводительством псковского князя Владимира Мстиславича. Немцы быстро отступили и затворились в эстонском городе Медвежья Голова (Оденпе, Киренпаа, теперь Отепя – город в современной Эстонии), но после семнадцатидневной осады сдались. Много рыцарей было взято в плен.

В это же время вся Русская земля, кроме Новгорода и северных земель, оказалась под властью Орды. Южная Русь вся была разграблена, города лежали в руинах, русских людей угоняли в плен. Хан Батый во главе многочисленного войска устремился к Новгороду. «Новгородские и псковские князья свои войска в войне с немцами ослабили, легко мы их земли завоюем», радовались татары.

Испугался Батыева нашествия честолюбивый князь Ярослав. Оставил он во Пскове на произвол судьбы свою супругу, княгиню Евфросинию, сбежал в Ливонию. А татарский хан неожиданно повернул свои войска назад и направил их в половецкие степи, к реке Дон.

Стал Ярослав Владимирович воевать на стороне ливонских рыцарей, неоднократно нападая с ними на родную псковскую землю. В 1233 году он вместе с немцами захватил древний русский город Изборск. Но псковичи город отбили и князя-отступника взяли в плен и заточили в Северный Переяславль. Вот как говорит об этом псковская летопись: «Лифтляндцы взяли Изборск, подведены будучи к оному Псковским же бывшим князем Ярославом Владимировичем и некоторыми черниговскими боярами...; но псковичи отняли сей город и князя Ярослава с сообщниками поймав, отощали в Новгород к князю Ярославу Всеволодовичу, который сослал его на заточение в Переяславль. Однако ж сей, освободясь оттуда, опять ушел к лифтляндцам...»

После своего возвращения в Ливонию Ярослав Владимирович окончательно встал на сторону врагов земли Русской.

Отступи от веры своих предков — Православия, прими веру римскую, а мы тебе отдадим в жены знатную и красивую девицу-немку и получишь во владение богатый город Одемпе.

 

Святая игумения

Один Господь ведает, сколько бед и скорбей пришлось вынести благочестивой княгине Евфросинии, оставленной неверным супругом. Однако не в характере преподобной было предаваться унынию. Кому, как не ей, воспитанной на примере своих сродниц преподобной Евфросинии и Евпраксии, принявших иночество, было знать, что земная жизнь скоротечна, главное же – унаследовать Царствие Небесное.

Обратилась княгиня к подвижничеству. Основала она во Пскове женский монастырь Святого Иоанна Предтечи. Каменный храм Предтече, построенный ею, и сейчас цел и сам собою говорит как о своей древности, так и о благочестии псковской княгини. Не пожалела денег преподобная на строительство дома Божия, выписала кирпич из заграничных мест. Сложен он из крепких, тесаных плит вперемежку с четвероугольными кирпичами такой глины, обжига и цвета, каких нет более ни в одном храме Пскова; кирпичи весьма сходны с голландскими и английскими.

По благочестивому обычаю тех лет княгиня уневестила себя Иисусу Христу. Она приняла монашеский постриг в Иоанно-Предтеченском женском монастыре Пскова с именем Евпраксия. Из богатого терема переселилась в монастырскую келью. Отдала она все свои сбережения на святую обитель. Вскоре благоверная княгиня Евпраксия стала настоятельницей монастыря в сане игумении. В святой обители её сердце обрело мир и утешение. А монастырь стал славиться так же, как и монастырь преподобной Евфросинии Полоцкой. Под мудрым руководством матушки Евпраксии обитель стала центром просвещения.

В 1240 году ливонские рыцари и бывший псковский князь Ярослав снова осадили и взяли Изборск, а затем, подступив под Псков, выжгли посад и через предательство одного именитого горожанина взяли и сам город и новгородские владения.

Захватчики установили во Пскове свои порядки, поставили тиунов и двух правителей управлять городом. Рыцари грабили и убивали купцов и крестьян, оскверняли и разрушали православные храмы, стремясь утвердить свою веру на Русских землях. «Вопль и стоны раздавались по всей земле», пишет летописец. В это страшное время стараниями святой игумении удалось сохранить ценности монастыря Святого Иоанна Предтечи и библиотеку.

Два года длилась оккупация Пскова. В 1242 году на защиту Русских земель встал князь Александр. Он освободил Псков и, по своему милосердию, отпустил почти всех пленных на свободу.

– Не успокоятся немецкие рыцари, – решил князь Александр. – Надо готовиться к битве великой, которая всё решит.

И вот разведчики донесли ему, что ко Пскову движется огромное рыцарское войско. Помолившись и получив благословение в храме Святой Троицы во Пскове, призвав на помощь Господа и Пречистую Матерь Его, выступил Александр на битву на лед Чудского озера.

 

Трагическая кончина преподобной Евпраксии. Канонизация

После победы Александра Невского над немецкими рыцарями вызвал князь Ярослав Владимирович бывшую супругу, игумению Евпраксию, в город Оденп. Пообещал князь-отступник  Ливонскому ордену пожертвовать на его восстановление половину своего оставленного во Пскове имущества, рассчитывая в том числе и на приданое своей брошенной супруги.

Для переговоров игумения выехала со своей келейницей монахиней Снандулией. Встреча закончилась убийством 8 мая 1243 года игумении Евпраксии и её сподвижницы монахини  сыном немецкой жены Ярослава Владимировича.

Мощи праведницы были перенесены во Псков. Погребение их состоялось в родном монастыре, в соборе Иоанна Предтечи. Монахиня Снандулия также была погребена в Иоанновском соборе у северной стены, возле входа на хоры, рядом со своей игуменией.

Через 10 дней после мученической кончины святой Евпраксии открылось знамение, описанное в Псковской летописи так: «В 18-й день мая 1243 года явилось знамение от иконы Спасителя, стоящей над гробом княгини, супруги князя Ярослава Владимировича, которую убил пасынок ее в Медвежьей Голове: 12 дней истекало миро от иконы и наполнило 4 вощаницы, как скляницы. Две вощаницы привезены были на благословение в Новгород, а две оставлены во Пскове. Слава Тебе, Господи! давшему нам грешным и недостойным рабам такое благословение! Уповаем на Тебя, Вседержитель! Ты человеколюбивый призираешь на нас убогих великою милостью».

Лик праведной княгини был изображен древним письмом на двух иконах: на одной она молится пред Иоанном Предтечею и апостолом Андреем; другая икона при чудотворной иконе Спасителя. Пересказ летописного сообщения о мироточении имелся на медном подсвечнике и на камне, вделанном в стену придела (снесен при реставрации собора).  При гробнице святой Евпраксии хранился настоятельский посох из черного дерева, по преданию ей принадлежавший. Мощи преподобной почивали в монастырском соборе под спудом до 20-х годов ХХ века.

В советские годы Иоанновский монастырь был закрыт, гробницы уничтожены, погребения разграблены. Восстановлен храм в 1993 году. На восстановленной гробнице святой игумении находится парчовая вышитая икона современной работы с её изображением, а также вышитым текстом тропаря, кондака и молитвы.

 

Память праведницы местно чтится 16 (29) октября. Канонизация святой Евпраксии подтверждена включением её имени в Собор Псковских святых, празднование которому установлено в 1987 году по инициативе митрополита Псковского и Порховского Иоанна (Разумова), и Собор Белорусских святых, установленный в 1984 году по инициативе Митрополита Минского и Слуцкого, Экзарха всея Беларуси Филарета. 

 
Расскажите о статье знакомым