Мы в соцсетях

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Православный календарь



Подписка на рассылку

Введите ваш email адрес:

Записки и пожертвования
Подать на Великий пост
Схема проезда
Записки и пожертвования
Схема проезда

Анонсы событий

В данном разделе обьявляются праздники и различные мероприятия,которые в ближайшее время пройдут в Крыпецком Монастыре

Святыни

Святыни Крыпецкого монастыря

Собор Рождества И.П.

Собор Рождества Иоанна Предтечи

Храм Святителя Николая

Храм Святителя Николая

История Крыпецкого монастыря

История Крыпецкого монастыря

Фотоальбомы Крыпецкого монастыря

Фотоальбомы Крыпецкого монастыря

Видео Крыпецкого монастыря

Видеозаписи Крыпецкого Монастыря

Песнопения Крыпецкого монастыря

Песнопения Крыпецкого монастыря



Святейший Патриарх Кирилл посетил Псковскую епархию.

 3 сентября 2014 года начался Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Псковскую епархию. Это второй визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Псков, первый состоялся в 2010 году.

В состав официальной делегации, сопровождающей Предстоятеля Русской Православной Церкви, входят управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, руководитель Административного секретариатаМосковской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда.

Святейшего Патриарха в аэропорту Пскова встречали временно исполняющий обязанности губернатора Псковской области А.А. Турчак, митрополит Псковский и Великолукский Евсевий, глава г. Пскова, председатель Псковской городской Думы И.Н. Цецерский, председатель Псковского областного Собрания депутатов А.А. Котов, духовенство Псковской епархии.

В аэропорту состоялась краткая беседа Его Святейшества с представителями средств массовой информации, во время которой Предстоятель Русской Церкви, в частности, сказал:

«Я прибыл для того, чтобы принять участие в важном совещании, которое, как мне кажется, будет способствовать развитию отношений между государственными службами, несущими ответственность за реставрацию древних памятников, и Псковской епархией...

Церкви передаются памятники, и очень важно, чтобы они сохранялись правильно. И одновременно очень важно, чтобы им были возвращены те функции, которые изначально присущи храму, то есть, чтобы там совершались богослужения. Нужно найти правильный формат взаимодействия для того, чтобы памятники сохранялись, чтобы эффективно осуществлялась научная реставрация и чтобы храмы служили тому, чтобы, как всегда и было, люди могли в них помолиться.

Кроме того, я надеюсь посетить Печеры, с которыми связано мое детство, потому что, будучи ленинградцем, петербуржцем, я очень часто приезжал в Псково-Печерский монастырь. Радуюсь тому, что там организован замечательный паломнический центр, который давно хотел посетить».

Из аэропорта Святейший Владыка направился в Троицкий кафедральный собор в Псковском кремле.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкий кафедральный собор в Псковском кремле.

Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали настоятель собора протоиерей Иоанн Муханов, священнослужители, учащиеся и преподаватели Свято-Тихоновской общеобразовательной православной гимназии, верующие.

В храме Святейшего Владыку приветствовал митрополит Псковский и Великолукский Евсевий.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство! Уважаемый Андрей Анатольевич, губернатор Псковской области! Представители светской власти! Досточтимые отцы, братия и сестры! Дорогие гимназисты!

С большой радостью я посещаю Псковскую землю. Одна из причин того, что с этой землей связано многое в моей жизни, в моих детских, отроческих и юношеских воспоминаниях, потому что во времена моего детства и молодости на всю Русскую Церковь было всего шесть монастырей, а на территории Российской Федерации было всего два монастыря — Троице-Сергиева лавра и Псково-Печерский монастырь. И живя в Санкт-Петербурге, тогдашнем Ленинграде, я часто посещал Печоры, и, конечно, всякий раз проезжал через Псков. Поэтому и образ величественного Троицкого собора, и Псковский Кремль — это та картина, которую я еще в детстве созерцал с великим благоговением, сознавая, что именно в таких городах, как Псков, выковывалась сила нашего государства, духовная жизнь нашего народа.

Я употребляю это слово «выковывалась», потому что все это происходило на фоне тяжелых исторических событий. И псковичи лучше меня знают, как много иноземных набегов, как много разорений и скорбей принесла Псковской земле чужая злая воля. Но, может быть, под действием этих непростых исторических обстоятельств и выковывался, действительно, дух нашего народа. Псковская земля отмечена великими примерами благочестия и гражданского и воинского мужества.

Вы живете, действительно, в замечательном месте. Хорошо известно, что для формирования личности очень важно культурное окружение. Культурное окружение Пскова с его богатейшей русской культурой, которая представлена в древних храмах, монастырях, которая запечатлена, несомненно, на генетическом уровне в сознании псковичей, имеет очень большое значение, как для сохранения этой культуры, так и для ее развития.

Сегодня Русская Православная Церковь уделяет очень большое внимание молодежи, детям, образованию, потому что от того, как сформируются детский ум, детское сердце, будет зависеть не только личное благополучие ребенка — будет зависеть благополучие всей страны. И поэтому я очень рад видеть здесь гимназистов, которые обучаются в православной гимназии. Помогай вам Бог, мои дорогие дети, возрастать от силы к силе, становиться умными, образованными, сильными и физически, и духовно, но самое главное — становиться добрыми.

Я говорю это всем детям, всем школьникам, с которыми я встречаюсь, потому что доброта в сердце — это величайшее сокровище, которое постоянно работает на самого человека. Казалось бы, доброта связана с тем, что мы от себя отдаем. Добрый человек отдает время, деньги, заботу, любовь, внимание. А на самом деле он себя обогащает, потому что чем человек больше себя отдает, тем он больше получает, в первую очередь — от Бога, Который рядом с таким человеком, но также и от благодарных людей. Поэтому формировать эту сердечную доброту очень важно с самых ранних детских лет.

Когда вы общаетесь друг с другом, старайтесь не огорчать друг друга, не обижать, а помогать всякий раз, когда чувствуете, что кто-то в вашей помощи нуждается. И тогда вы поймете, сколь велика сила доброты. Добрый человек располагает к себе других. У доброго человека в большинстве случаев счастливая личная, семейная жизнь. А почему? А потому что навык доброты очень важен в семейной жизни. Когда муж отдает себя жене, а жена отдает себя мужу, когда это делается бескорыстно, то это скрепляет узы между супругами. То же самое относится и к отношениям детей и родителей.

Доброта является фактором, объединяющим людей, и, может быть, не столько фактором, сколько главной и основной причиной. Где нет доброты, там нет человеческой общности, там нужно эту общность поддерживать силой закона, принуждением, судебной системой, наказаниями. А мы знаем, что все эти средства хороши лишь только для того, чтобы ограничить зло в обществе. Но все эти средства не способны усовершенствовать человека и человеческое общество.

Хотел бы также, Ваше Высокопреосвященство, сказать, что во всей этой работе по воспитанию детей, молодежи очень большую роль сегодня призвана играть Русская Православная Церковь, которая является носительницей национального самосознания, которая обладает исторической мудростью, которая способна передать детям то, что, может быть, к сожалению, не всегда может передать светская школа. Взаимодействие Церкви со светской школой и призвано качественно изменить образование, в первую очередь поддержав воспитательное измерение в педагогической системе. Школа не должна отказываться от того, чтобы быть местом воспитания детей, а не только передачи им знаний.

Но помимо работы с детьми и с молодежью, помимо воспитания, очень важно чтобы сегодня Церковь была способна к постоянному диалогу с современными людьми. Диалог предполагает обмен. У Церкви есть что сказать современному человеку, но для того, чтобы ее слово было убедительным, надо чтобы Церковь была способна слышать человека, его скорби и воздыхания, его чаяния и надежды. Церковь не должна замыкаться только в самой себе. Если она замыкается, она превращается в гетто, внутри которого люди себя хорошо чувствуют, потому что рядом те, кто разделяет их убеждения. Но гетто не способно влиять на окружение. Именно поэтому Церковь призвана слышать, слушать людей и строить свои пастырские программы, исходя из реальных потребностей человека.

То, о чем я говорю, это не только дело архипастыря, это дело каждого священника, каждого прихода. Наши приходы должны быть местами, куда люди устремлялись бы не только для того, чтобы помолиться (хотя в первую очередь, чтобы помолиться), но где они обретали бы душевный покой, где бы их понимали, поддерживали. Каждый приход должен стать общиной верующих людей, связанных и убеждениями, и взглядами на жизнь, и, одновременно, общими добрыми делами. Очень надеюсь, что именно так у нас будет развиваться церковная жизнь. Я много посещаю епархии, монастыри и приходы — это важная часть моего Патриаршего служения — и вижу, какие огромные перемены сегодня происходят в жизни Церкви, и радуюсь этому. Дай Бог, чтобы и на Псковской земле все осуществлялось таким же образом.

Хотел бы также обратить свои слова приветствия к Андрею Анатольевичу, губернатору. За последние пять лет очень много сделано на Псковской земле. Достаточно проехаться по дороге от аэропорта до кремля, чтобы понять, что это уже совсем другая дорога. Город очень изменился, похорошел. В прекрасном состоянии памятники архитектуры и проодлжается их восстановление. Но самое главное — меняется, хоть и потихоньку, жизнь наших людей.

Псковская область не одарена какими-то особыми богатствами. Здесь нет нефти, газа, алмазов. Здесь наша русская земля с нашим тружеником, простым человеком. Никогда люди, работавшие на земле, не имели чрезмерных богатств, их хлеб зарабатывался непростым трудом. Но этот труд простого человека, в том числе и на земле, имеет очень важное духовное измерение. Когда человек получает средства в соответствии с затраченным трудом, то это абсолютно справедливые средства. Вот почему Церковь всегда поддерживала труд землепашца, простого работника, человека, который живет на средства, реально им заработанные. И дай Бог, чтобы Псковская земля, несмотря на то, о чем я сказал, разивалась под Вашим руководством, укреплялась, в том числе и экономически, социально, культурно, чтобы были преодолены окончательно те тяжелые последствия не очень рачительной заботы о земле и о людях, с которыми мы сталкивались в течение долгих и долгих десятилетий. Пусть Господь благословит Псковскую землю, ее жителей, всех тех, кто живет и трудится на этой исторической и благодатной земле.

В память о пребывании в этом святом храме я хотел бы передать Вам, Ваше Высокопреосвященство, этот образ Христа Всецаря, Вседержителя, который свидетельствует о невидимом, но реальном господстве Спасителя над человеческой историей. А там, где Бог, там правда, там, где Бог, там победа. А если и случаются какие-то временные победы зла, то мы должны понимать, что зло не способно торжествовать, оно всегда будет побеждено силой Божией. Взирая на этот образ Христа-Царя, в славе пребывающего на троне, каждый из нас должен проникаться этой мыслью: сила Божия сильнее силы диавольской, и правда Божия сильнее человеческой лжи. Пусть Господь пребывает с вами Своею милостию и любовью.

Хотел бы также и Вас, владыка митрополит, поблагодарить за Ваши труды, и передать Вам в память эту юбилейную панагию, которая изготовлена специально в честь 700-летия со дня рождения преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского. В этом году мы празднуем торжественно это 700-летие, и в память о событии я хотел бы подарить эту панагию, а также Патриарший молитвослов.

А детям и гимназии хотел бы передать этот образ Царицы Небесной. Молясь перед этим образом, вспоминайте в том числе и Патриарха и возносите о нем свои детские молитвы. Молитесь также о своих папах и мамах, о своей семье, о том, чтобы Царица Небесная споспешествовала вам в вашей учебе и благословила вашу жизнь. Кроме того, я хотел бы подарить гимназии эту картину с изображением Спасителя, окруженного овцами. Это — образ пастыря: Спаситель наш Пастырь, Пастух. Как пастух заботится об овцах, так и Он заботится о всем роде человеческом. Пусть эта картина также пребывает в стенах вашей гимназии. Кроме того, здесь есть замечательные книги, которые я хотел бы передать в библиотеку гимназии.

Храни вас всех Господь.

В дар собору Святейший Патриарх Кирилл передал икону Христа Вседержителя.

Поблагодарив митрополита Евсевия за труды, Святейший Патриарх вручил ему юбилейную панагию, изготовленную к 700-летию преподобного Сергия Радонежского, и Патриарший молитвослов.

Также Святейший Патриарх Кирилл передал Свято-Тихоновской гимназии подарки, в том числе книги для библиотеки и список Иерусалимской иконы Божией Матери.

Верующим в Троицком соборе были розданы иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением.

***

Свято-Троицкий собор в Пскове, кафедральный собор Псковской епархии, входит в состав архитектурного ансамбля Псковского кремля и является главным его строением.

Сегодняшнее здание собора, четвертое по счету, было построено в 1699 году на том же месте, где стояли предыдущие храмы. Первый собор, построенный в X веке по распоряжению княгини Ольги, был деревянным и простоял до первой половины XII века, когда был уничтожен пожаром. Второй собор был уже каменным. По преданию, он бысосл заложен в 1138 году святым благоверным князем Всеволодом Мстиславичем (ученые полагают, что закладка состоялась в конце 1180-х — начале 1190-х годов). В 1363 году произошло обрушение свода храма и в 1365 году на старом основании заложен новый собор. В 1609 году во время сильного пожара в кремле взорвался пороховой склад, и взрывной волной было разрушено третье здание собора. В 1699 году было завершено строительство четвертого собора, который стоит и поныне.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь, расположенный в Пскове на берегу реки Великой.

У святых врат обители Патриарха встречали схиигумения Людмила (Ванина) с сестрами.

В Никольском храме Святейшего Владыку приветствовал духовник обители архимандрит Гермоген (Муртазов), отметивший, что за многие столетия Предстоятель Церкви впервые посещает этот монастырь.

Отец Гермоген преподнес Его Святейшеству список Тихвинской иконы Божией Матери. По словам духовника обители, этот образ особенно близок псковскому народу, прибегавшему к нему в годы Великой Отечественной войны.

Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с кратким словом: «Я рад посетить эту святую обитель. Это один из древнейших монастырь на Псковской земле, история которого отмечена многими радостями, но и многими скорбями. Этот монастырь был крепостью на пути врага, и мы знаем, какой огромный ущерб наносился этому святому месту теми, кто приходил сюда с огнем и мечом. Но знаем и то, что в относительно мирные времена этому месту также был нанесен огромной ущерб, когда здесь располагались в послереволюционное время светские организации, которые не щадили памятники архитектуры, едва дошедшие до нашего времени», — сказал Святейший Патриарх Кирилл.

«Сегодня прилагаются большие усилия к восстановлению всех этих порушенных святынь», — отметил Предстоятель и выразил надежду на разрешение всех текущих вопросов, связанных с восстановлением памятников обители, с тем «чтобы в каждом из храмов могло совершаться богослужение и чтобы специалисты, которые знают, как нужно охранять эти памятники, помогали священнослужителям заботиться об их сохранении».

«Будем молиться и трудиться для того чтобы были произведены необходимые реставрационные строительные работы в полном объеме и чтобы Снетогорский монастырь, славный своей историей и славный своим настоящим, продолжал свое служение во благо народа нашего и Отечества», — призвал Святейший Патриарх Кирилл.

В дар монастырю Предстоятель передал образ преподобного Макария с частицей мощей.

Насельницам и прихожанам были розданы иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением.

Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил собор Рождества Пресвятой Богородицы, являющийся памятником архитектуры федерального значения, где ознакомился с состоянием фресок. Святейшего Владыку сопровождали временно исполняющий обязанности губернатора Псковской области А.А. Турчак, митрополит Псковский и Великолукский Евсевий, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов), главный искусствовед Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ, член Патриаршего совета по культуре В.Д. Сарабьянов.

Во время осмотра собора Святейший Патриарх Кирилл обратил внимание на необходимость продуманного подхода к производству инженерных работ в храме. Также он отметил важность совершения богослужений «при определенном режиме, который должен согласовываться с реставраторами и не наносить никакого ущерба», и указал на недопустимость использования при восстановлении собора таких современных материалов, которые нарушают стилистическое единство древнего храма. В.Д. Сарабьянов со своей стороны отметил, что подобное «абсолютно исключено».

«Это наше сокровище, которое мы обязаны сохранить», — добавил Предстоятель, отметив необходимость согласования между архитекторами и епархиальными структурами любых строительных и отделочных работ, проводимых в этом и подобных ему храмах-памятниках.

В Восточном корпусе обители состоялось совещание по вопросам реставрации храмов в Псковской области, являющихся памятниками архитектуры, которые были переданы Русской Православной Церкви.

В ходе совещания были подняты вопросы реставрации Рождественского собора Снетогорского монастыря и организации богослужений в одном из приделов собора во время проведения реставрационных работ. Участники совещания согласились с необходимостью учета состояния внутреннего убранства храма в связи с возможной организацией богослужений в соборе.

Также была выражена озабоченность состоянием южной стены монастыря, которая находится в аварийном состоянии в связи с водной эрозией известняка берегового склона. Было принято решение о необходимости проведения дополнительных согласований с Министерством природных ресурсов и экологии РФ относительно укрепления склона.

Во время совещания были затронуты вопросы реставрации Спасо-Преображенского Мирожского монастыря в Пскове. Было принято решение о приглашении комиссии Министерства культуры РФ для согласования вопросов дальнейшей реставрации фресок и возможности устроения богослужебной жизни в Преображенском храме обители.

Покидая Снетогорский монастырь, Святейший Патриарх Кирилл осмотрел южную стену монастыря, о необходимости укрепления которой шла речь на совещании.

 

Предстоятель осмотрел собор Рождества Пресвятой Богородицы, являющийся архитектурным памятником федерального значения, а затем возглавил совещание по вопросам реставрации храмов, являющихся памятниками архитектуры.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Успенский Псково-Печерский мужской монастырь.

У святых врат Его Святейшество встречали наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев) и насельники обители.

В Успенском храме Святейший Патриарх Кирилл поклонился чтимой иконе Успения Божией Матери и мощам святого преподобномученика Корнилия, игумена Псково-Печерского.

В храме присутствовали временно исполняющий обязанности губернатора Псковской области А.А. Турчак, митрополит Псковский и Великолукский Евсевий, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского ставропигиального монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда.

Архимандрит Тихон (Секретарев) приветствовал Святейшего Владыку и преподнес икону Божией Матери «Одигитрия».

Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом:

«Всякий раз, когда я вступаю на землю Успенского Псково-Печерского монастыря, сердце исполняется совершенно особыми чувствами, которые мне знакомы с раннего детства. Я имел возможность почти каждый год посещать Псково-Печерскую обитель вместе со своими благочестивыми родителями, а затем и самостоятельно. Многое из того, что возникло в моем уме и в моем сердце, подвигая на принятие священного сана и монашества, проистекает, в том числе, от соприкосновения со Псково-Печерским монастырем.

Именно здесь, в Успенском соборе, старец Марк символически прообразовал мое будущее иноческое житие. После Литургии Преждеосвященных Даров (по всей вероятности, в далеком 1955 году), выходя из храма, в ответ на просьбу моей благочестивой мамы о благословении старец покрыл меня своей мантией, что вызвало очень большое удивление у стоявших рядом людей. Помню как сейчас это мгновение, и глубоко убежден, что прозорливый старец предвидел мой жизненный путь.

Действительно, Псково-Печерский монастырь был той обителью, в которой произошла моя встреча с нашим русским православным монашеством. До Троице-Сергиевой лавры было далеко, а в Печоры из тогдашнего Ленинграда ездили часто. Именно здесь и формировалось, может быть, подспудно, не сразу осознанно, это сердечное восприятие монашеской жизни.

Я хотел бы поблагодарить Вас, отец Тихон, за Ваши труды и за то, что Вы так близко к сердцу восприняли мои слова о необходимости развивать паломническое делание. В этих словах — частица и моего собственного опыта, о чем я только что сказал. Паломничество в святые обители помогает людям обрести иную точку зрения, иной взгляд и на самих себя, и на окружающую жизнь. Многие паломники знают, как, обретя особое духовное состояние в монастыре, испытываешь затем тяжелый дискомфорт, когда возвращаешься к обычной мирской суете. И это благодатное чувство: Сам Господь дает человеку возможность понять и сравнить. И для того чтобы наши современники могли увидеть и почувствовать сердцем благодать Божию, проистекающую на тех, кто пребывает в этих святых местах, важно организовать их паломническое бытие в обителях. Создание Вами паломнического центра явилось очень важным шагом на этом пути. Вспоминаю, как в детстве родители мои снимали комнатки в Печорах. Все это было очень сложно, потому что Печоры, особенно в преддверии праздника Успения, были переполнены паломниками, поэтому приходилось договариваться заранее. Когда я уже сам приезжал в Печоры, иногда нам всем приходилось спать на полу в подклети храма, и отец Нафанаил рано утром будил нас словами: "Поспешайте в Михайловский", — помню все это, как вчерашний день. Теперь не надо спать вповалку, у людей есть возможность спокойно здесь пожить, помолиться, и в этом большая Ваша заслуга. Хотел бы отметить и труды владыки Евсевия, священноархимандрита этой обители, без благословения которого ничего здесь не происходит, — и он очень тепло говорил мне о создании этого паломнического центра и о Ваших заботах.

Конечно, не могу не сказать о человеке, который внес очень большой вклад в благоустройство дома для паломников — о губернаторе Псковской области Андрее Анатольевиче Турчаке. Я уже выразил Вам свою благодарность в кафедральном соборе, но здесь, перед лицом братии, хочу сказать, что Вы сделали для Псковской области и для развития церковно-государственных отношений на Псковской земле столько, сколько никто до Вас не делал. Это не красные слова, это действительно так. Я хотел бы пожелать Вам помощи Божией в дальнейших трудах по воссозданию замечательного лика Псковской земли и надеюсь, что тема возрождения церковной жизни будет и впредь близка Вашему сердцу.

Призываю благословение Божие на обитель, на всех вас, мои дорогие отцы и братья. Прошу ваших святых молитв, не забывайте о Патриархе, — не только в храме, где это происходит порой лишь механически, но и в своих келейных молитвах, когда вы можете к воспоминанию о Патриархе приложить и свою сердечную молитву, в которой я очень нуждаюсь. Без поддержки Церкви, без молитвы монашествующих нести Патриарший крест немыслимо, никаких сил на это не хватит; а если и есть силы, то они приходят не от человеческого естества, а от Самого Господа в ответ на нашу молитву и на наш жизненный подвиг».

В дар храму Святейший Патриарх Кирилл передал лампаду к иконе Успения Божией Матери. Наместнику обители архимандриту Тихону Святейший Патриарх Кирилл вручил наперсный крест, изготовленный к 700-летию преподобного Сергия Радонежского.

Насельникам и паломникам были розданы иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением.

Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил «Богом зданные пещеры» Псково-Печерского монастыря, в том числе расположенные в пещерах могилу архимандрита Иоанна (Крестьянкина), подземный храм в честь Воскресения Христова и новое братское кладбище.

В Сретенском храме Святейший Патриарх Кирилл молитвенно поклонился мощам преподобного Симеона Псково-Печерского.

На монастырской площади Предстоятель, обращаясь к верующим, в частности, сказал:

«Как я уже говорил, многое у меня связано с этим местом, потому что я приезжал сюда еще ребенком со своими родителями, а повзрослев, стал приезжать сюда сам. Я был знаком со всеми старцами и особенно любил старца Симеона, который жил здесь, в этой келейке, а сейчас причислен к лику святых. Молюсь ему каждый день, вспоминаю его светлый образ.

Когда меня уже во взрослом возрасте спросили: "Что такое святой человек? Как вы можете объяснить это нам, светским людям?», — я вспомнил старца Симеона. Я не встречал людей, которые произвели бы на меня такое же сильное впечатление.

Мне было семь лет, и вот мы вошли в эту келейку и ждали, когда отец Симеон выйдет из своих крошечных покоев. Выходит седенький старичок в сереньком подрясничке, а день был такой пасмурный, да еще и света не так много в келье... И такое было впечатление, когда он вышел, будто солнце взошло — такой светлый человек. Как ризы Господа на Фаворе просияли благодатью Божией, так и естество человеческое под действием силы благодати Божией способно просиять. И святые — это не те, кто ходит с хмурым видом и на вопросы не отвечает. Иногда паломники подходят к монаху: "Батюшка, вот вопрос такой…". "Занят!" — и пошел дальше. Это не святые. Святые люди — этот те, кто с любовью относится к ближнему, у кого исходит свет из глаз.

Мы же с вами можем отличить хорошего человека от плохого. Смотришь в лицо человеку: светлые, ясные, чистые глаза. А иногда посмотришь в глаза, а там бесовский огонь, страшно смотреть. Вот вам рай и ад, и никаких картин не надо писать. Всё в людях — Царство Небесное внутрь вас есть (Лк. 17:20-21).

Все мы с вами находимся в святом месте. И как в древности здесь были святые угодники Божии, такие как преподобномученик Корнилий, кровью которого обагрена эта самая дорожка, по которой мы спускаемся в монастырь, так были святые и среди тех, кто жил здесь совсем недавно».

***

Успенский Псково-Печерский монастырь — один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. В 1473 году здесь была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что считается временем основания монастыря. Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (до января 1945 года) находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился. В 1967-2006 годах в монастыре подвизался архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Монастырь возник в пещерах на берегу ручья Каменец, которые стали известны местным жителям в 1392 году. По преданию в них жили монахи, бежавшие в псковскую землю с юга, от набегов крымских татар. Главный пещерный комплекс носит название «Богом зданная пещера» и состоит из Успенской пещерной церкви с обходной галереей (малые пещеры), ближних пещер с мощами преподобных Печерских Марка («начального инока»), Ионы, Лазаря и матери Вассы и далее продолжается некрополем из семи подземных галерей-улиц с пещерной церковью Воскресения Христова в конце 6-й галереи и часовня. По легенде пещеры были вновь обнаружены Иваном Деменьтевым около 1470 года, уже с надписью над входом «Богом зданная пещера».

В 1470 году в пещере поселился иеромонах Иона, бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (ныне Тарту), который ископал пещеру, где устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 году. Вокруг храма впоследствии образовалась обитель.

Находясь на границе между Россией и Ливонией, где владычествовали немцы, обитель не раз подвергалась разорению со стороны немцев, шведов и поляков. Московское правительство, ввиду важного военного положения монастыря, укрепило его крепостными стенами.

В Успенском храме в медной раке покоятся мощи прп. Корнилия, одного из первых игуменов обители, погибшего смертью мученика от руки Иоанна Грозного, который подозревал игумена в измене.

В ризнице хранилось множество древних драгоценностей и реликвий. Библиотека была богата старопечатными книгами и рукописями.

В годы Великой Отечественной войны после оккупации Псково-Печерский монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: митрополиту Таллинскому Александру (Паулусу) и экзарху Прибалтики митрополиту Сергию (Воскресенскому). С 1940 года и до октября 1941 года наместником монастыря являлся архимандрит Парфений (Шатинин). В октябре 1941 года Парфений (Шатинин) ушел на покой по старости и по решению старцев руководство принял игумен Павел (Горшков), управлявший монастырем до ареста советскими спецслужбами в конце 1944 года.

Монастырь принимал активное участие в деятельности Псковской православной миссии, внешне оказывал лояльность оккупационным властям для возможности легального служения.

В годы оккупации в Псково-Печерском монастыре проходили съезды и совещания высшего духовенства Балтийского экзархата, в частности так называемое архипастырское совещание, состоявшееся 28 августа 1943 года в Сретенском храме, в котором приняли участие: митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский), экзарх Латвии и Эстонии, архиепископ Нарвский Павел (Дмитровский), епископ Рижский Иоанн (Гарклавс), епископ Ковенский Даниил (Юзвьюк), схиепископ Макарий (Васильев) и другие. Монастырскую братию представлял игумен Павел (Горшков), монахи Илия, Аркадий, Никон, схиеромонах Симеон. Со стороны оккупационных властей присутствовали гебитскомиссар, городской голова города Петсери, префект полиции.

После освобождения Псковщины игумен Павел (Горшков) был включен в комиссию по расследованию преступлений оккупантов в Псковщине. Но в октябре 1944 года последовал неожиданный арест. Его обвинили в сотрудничестве с оккупантами. Осужден на 15 лет за антисоветскую деятельность. Умер в 1950 году. Реабилитирован в 1997 году.

16 января 1945 года Печорский район был передан из Эстонской ССР в состав Псковской области РСФСР. Около 40 лет на территории Российской Федерации действовали только два монастыря — Псково-Печерский и открытая в 1946 году Троице-Сергиева лавра. Чтобы уверить окрестное население в «свободе совести в СССР» Совет по делам Русской Православной Церкви организовал летом 1946 года посещение монастыря Патриархом Алексием (Симанским).

С 1949 года по 1954 год наместником был архимандрит Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси.

28 июля 1959 года указом Святейшего Патриарха Алексия наместником был назначен игумен Алипий (Воронов) (в 1961 году возведен в сан архимандрита), — до 12 марта 1975 года усердно трудившийся в деле восстановления и сохранения Псково-Печерской обители. Алипий не позволил закрыть монастырь в тяжелые для Церкви годы хрущевской «оттепели», благодаря его усилиям в 1973 году в Печоры вернулись сокровища, вывезенные нацистами из ризницы монастыря.

В монастыре провели последние годы жизни митрополит Вениамин (Федченков), архиепископы Владимир (Кобец) и Андрей (Сухенко), епископы Феодор (Текучев) и Иоанникий (Сперанский). Все они погребены в монастырских пещерах.

 Святейший Патриарх Кирилл посетил паломнический центр Псково-Печерского монастыря. На территории центра Предстоятель Русской Православной Церквисовершил чин освящения закладного камня в основание храма в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. Затем Святейший Владыка совершил освящение колоколов.

Во время посещения Изборска Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал краткое интервью представителям СМИ, в котором рассказал о состоявшейсяв Псково-Печерском монастыре встрече с 10-летней Милой Филимоновой.

Мила, выросшая без родителей, обратилась в прошлом году к Патриарху с просьбой помолиться о том, чтобы у нее появилась мама, и сегодня Святейший Владыка встретился с ней и ее новой семьей. Отвечая на вопрос журналистов о том, вдохновит ли этот пример другие семьи брать на воспитание сирот, Предстоятель Русской Православной Церкви Церкви сказал:

«Мне трудно судить, это зависит от людей, которые будут знать историю Милы — насколько они близко к сердцу воспримут это. Но я глубоко убежден в том, что когда мы делаем доброе дело, особенно когда мы значительно себя ограничиваем чтобы сделать доброе дело, то что-то очень существенное происходит в нашей душе. Мы становимся другими.

Сегодня я смотрел на лица родителей — молодые люди Ольга и Игорь, светлые ангельские лица. Если показать лицо такого человека — все ясно. А разве другой человек смог бы взять девочку с ограниченными возможностями и воспитывать ее? Для этого нужно иметь очень доброе, отзывчивое сердце.

Я верю в то, что эта доброта не исчезла из нашего народа. Просто очень много суеты, и люди крутятся в этой повседневной суете и часто теряют жизненные ориентиры. Поэтому мне бы хотелось, чтобы не только пример Милы, а чтобы вообще обстоятельства нашей жизни больше нас подталкивали к тому, чтобы мы делали добрые дела.

 

Когда с нашим народом происходит беда, или с теми, кто нам близок, как это произошло на Украине, дай Бог сохранить нам внутреннюю отзывчивость. Я молюсь об этом. Отзывчивость и жертвенность преобразует внутреннюю жизнь человека. Поэтому Церковь наша будет делать все для того, чтобы укреплялись эти чувства в наших душах».

По материалам сайта patriarchia.ru

 

 

 

 

 

 

 

 
Расскажите о статье знакомым