Православный календарь
В данном разделе обьявляются праздники и различные мероприятия,которые в ближайшее время пройдут в Крыпецком Монастыре |
Святыни Крыпецкого монастыря |
Собор Рождества Иоанна Предтечи |
Храм Святителя Николая |
История Крыпецкого монастыря |
Фотоальбомы Крыпецкого монастыря Фотоальбомы Крыпецкого монастыря |
Видеозаписи Крыпецкого Монастыря |
Песнопения Крыпецкого монастыря Песнопения Крыпецкого монастыря |
Рождество Христово. |
В Крыпецкой обители уже второй год установилась добрая традиция к празднику Рождества Христова строить у дома наместника снежный вертеп, полностью копировавший пещеру Вифлеема. Так и в наступившем 2011 году был построен вертеп.
Праздничное торжество было предварено исповедью, которая началась в 21 часов. Все, кто желал причаститься, исповедались.
Праздничное богослужение началось в 12 часов полуночи всенощным бдением с литией, предваряемое праздничным колокольным звоном. Служба проходила в Успенском храме. Пел братский корпус.
Далее отправлялись часы.
Перед Божественной литургией прозвучал торжественный колокольный трезвон.
На Литургии к Святому Причастию приступило до пятидесяти человек.
По окончании рождественской службы игумен Савва зачитал РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры! В нынешнюю светозарную ночь мы вновь духовно переживаем радость обретения миром своего Спасителя. Вновь мысленно зрим Сына Бога Живого, лежащего в яслях Вифлеемского вертепа. Вновь слышим в сердцах своих ангельский глас, воспевающий хвалу Творцу и Искупителю: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14). Внимая славословию небесных сил, мы осознаем, что Рождество Христово исполнено вневременного значения и имеет прямое отношение к судьбе каждого человека. Даже тот, кто пока еще ничего не знает о подвиге Спасителя, может теперь обрести познание Истины, стать чадом Божиим и наследовать жизнь вечную. Рождество Христово открывает нам правду о нас самих и делает возможным эту правду понять и усвоить. Вспомним, что первый человек был создан Творцом совершенным, по образу и подобию Божию (см. Быт. 1, 26). Но Адам, преступив заповедь, исказил замысел Создателя о себе. Лишившись живого общения с Богом, человечество все больше и больше погружалось в бездну греха и гордыни. И тогда Господь, любя Свое творение и желая ему спасения, посылает в мир Единородного Сына, Который восстановил целостность человеческой природы и стал Новым Адамом. Христос показал нам пример жизни, сообразной Божественному замыслу о человеке. Этот пример есть надежный ориентир, который помогает нам не сбиться с пути и обрести единственно верное направление, приводящее к полноте жизни и в условиях земного бытия, и в вечности. Мы идем по этому спасительному пути, когда откликаемся на Божии призывы. Один из таких обращенных к нам призывов содержится в послании апостола Павла:«Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6, 20). Это значит, что мы возносим хвалу Богу не только молитвами и песнопениями, но и добрыми делами во благо ближнего, во благо своего народа, во благо Церкви. Такой труд становится радостным трудом во имя Христово, он реально преобразует окружающий мир и нас самих. Люди достигают сплоченности, работая не по принуждению и не ради корысти, а движимые искренним желанием сотворить дело доброе и полезное. Тем самым мы совместно служим Создателю, претворяя в жизнь Его волю. Греческое слово «литургия» переводится как «общее дело». Вся наша жизнь должна стать Литургией, общей молитвой и общим делом, совершаемым для того, чтобы воплотить в жизнь Божий замысел о мире и о человеке и тем самым воздать славу и хвалу Творцу. Это требует от нас солидарности с братьями и сестрами по вере и даже с теми, кто еще не обрел в сердце своем Господа, но, подобно евангельским волхвам, находится на пути к Нему. Важность объединения усилий для преодоления скорбей и несчастий показали нам пожары, засухи и наводнения минувшего года в России и в некоторых других странах исторической Руси. Они еще раз напомнили нам о христианском долге помощи ближним — без различия убеждений, национальности, социального положения. В горячие летние месяцы многие люди щедро делились своими силами, временем и достоянием с теми, кого они даже не знали и которых вряд ли когда-либо увидят. Во имя чего они это делали? Во имя сострадания тем, кому плохо, кто терпит лишения и кому нужна помощь. Общественная солидарность, совместные труды ради достижения общих целей невозможны без преодоления эгоизма, без понуждения себя к добру, без отказа от обращенности исключительно к своим нуждам и интересам. В основании подлинного «единства духа» (Еф. 4, 3) лежит закон любви, завещанный нам Спасителем. Единение народа не может быть ограничено лишь минутами испытаний. Оно должно стать неотъемлемой частью нашего национального самосознания и жизни. Сила церковного единства явственно ощущалась мной во время многочисленных поездок по епархиям России, Украины, Казахстана, Азербайджана. Всюду я видел готовность архипастырей, клира, монашествующих и мирян трудиться на благо Православия, совершенствовать приходскую, монастырскую и епархиальную деятельность. Это вселяет надежду на успешное развитие церковной жизни в духе единения и соработничества. От сердца, исполненного радости, поздравляю вас, Преосвященные архипастыри, досточтимые клирики, насельники обителей, братья и сестры, с великим и спасительным праздником Рождества Христова и Новолетием. Молитвенно желаю всем вам быть ревностными исполнителями воли Божией, приносящими духовные дары рождшемуся ныне Спасителю мира, дабы имя Его прославлялось всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. + КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Рождество Христово 2010/2011 года
Москва
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ЕВСЕВИЯ МИТРОПОЛИТА ПСКОВСКОГО И ВЕЛИКОЛУКСКОГО
Боголюбивым пастырям, монашествующим и всем православным христианам города Пскова и Псковской области 2010 - 2011 гг. Возлюбленные мои о Господе отцы, братья и сестры ! Дорогие иноки и инокини святых наших монастырей Псковской земли ! Дорогие наши учащие и учащиеся Псковского Духовного Училища и приходских воскресных школ ! Сегодня великий праздник Рождества Христова ! Сегодня великое торжество ! В нынешний день открылась первая страница Нового Завета, новой эры. Эта новая жизнь начинается словами великого апостола Христова Павла, который сказал: «Велия благочестия тайна, Бог явился во плоти». И сегодня Ангел Божий возвестил вифлеемским пастырям, сказав: «Я возвещаю вам радость, которая будет всем человеком, ибо в городе Давидовом родился Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2, 10-11). Вот об этой тайне явления Бога во плоти и о радости всем людям возвещает и ныне нам Святая наша Православная Церковь. «Христос рождается, славите! Христос приходит, встречайте!» Ангелы небесные также призывают всех нас прославить «великого совета Ангела, Начальника мира и Спасителя, Отца будущего века. Ныне ангелы небесные поют рожденному Христу свою дивную песнь «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Человечество слишком долго ожидало своего Искупителя, своего Спасителя. И вот это время пришло, когда пророк Исаия за много лет вперед возгласил: «С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог!» Ветхозаветные люди много веков верили, надеялись, ожидали своего Избавителя от диавольского рабства. С искренней верой пришли восточные мудрецы к яслям Христа. Свет небесной, благодатной звезды освящал им путь к городу Давидову, к вифлеемским яслям. Наш русский проповедник священномученик Иоанн Восторгов в своем слове на Рождество Христово говорит: «Свет нам ярче и дороже после темноты и мрака, тепло - после холода, здоровье и радость жизни - после тяжкой болезни. Вот почему Святая Церковь, чтобы ввести нас в дух и смысл, и в высокую радость нынешнего торжества, в последние дни перед праздником и, особенно, сегодня обращает наше внимание на время до рождества Христова, на праотцев и отцев Ветхого Завета. Она следует в этом наставлению святого апостола Павла, который писал христианам: «Припоминайте себе то время, когда вы были без Христа» (Еф. II, 11-12). Но теперь, после того, как христианство воспитывало человечество в течении веков, когда ясны плоды его в истории миpa, еще поучительнее будет исполнить завет апостола. Последуем же мудрому водительству Церкви, и в образах священных лиц, праведников Ветхого Завета, найдем для себя источник благоговейных чувств и поучительных размышлений в нынешний праздник. Какой величественный многочисленный сонм представляется духовному взору нашему при этих воспоминаниях! Сколько разнообразия представляется в этих священных лицах, начиная от Адама и кончая последними праведниками, жившими непосредственно пред временем рождения Богочеловека! Вникнем в их духовные образы, присмотримся к ним глубже и внимательнее: не найдем ли в этом многочисленном сонме, во всех этих отцах и праотцах, чего-то единого и общего? Это единое и общее указывает нам святой апостол Павел. Высоким воодушевлением, вдохновенно звучит слово его, когда он говорит о духе и основе всего Ветхого Завета. Образ за образом проходят пред нами в его послании эти праотцы и отцы народа богоизбранного. И у всех у них видится одна печать на челе, и огненными буквами начертано на ней одно священное слово - Вера. С тех пор, как падшему праотцу Адаму в час скорби и в час покаяния, когда прошлое отходило от него в светлых, невозвратных воспоминаниях, как светлая надежда для неизвестного будущего, как отрада жизни, дано первоевангелие о Христе-Мессии. С тех пор, все, усиливаясь и развиваясь, просветляемая и восполняемая Божественным Откровением, пламенная вера в этого Meccию сопровождала древнего человека на всех его путях. Авель, Сим и Ной; Авраам, Исаак и Иаков; Моисей и судьи; благочестивые цари и пророки, - все они жили верою в грядущее. И среди превратностей жизни, среди всех ударов судьбы, среди всех несчастий этого печального наследия греха и преступления, неизменно обращали свои взоры к тому светлому и великому будущему, в котором им виделось написанным имя обетованного Мессии. Прекрасно и образно представлено это у пророка Исаии, когда он говорит: «Кругом нависла над человечеством темная, непроглядная ночь; пророк стоит на страже и слышит нетерпеливый вопрос - вопрос томительного напряженного ожидания: Сторож, сколько ночи ? Сторож, сколько ночи ? Сторож отвечает: еще ночь, но приближается утро... (Пс. XXI. 11-12). Так было с народом, в носителях его веры, в избранниках Божиих. Это ожидание Мессии в полном смысле слова и с особою силою заполняло всю душу, все помыслы, все интересы жизни. Meccия ! Meccия ! Нужно представить, каким огнем воодушевления загорался взор Израиля при этом благословенном имени ! Какая жизнь и радость, какой свет и утешение наполняли душу при благовестии о Нем ! И в каких только умилительных образах не предносилось Божественное Его Лицо взору и чувству народа! Язык истощался, не находя достаточно слов и выражений: Примиритель, Пророк, Эммануил, Звезда от Иакова, Ангел завета, Свет, Желанный, Обетованный, Царь мира, Бог крепкий, Отец будущаго века... Как непрерываемый светлый поток, как источник самых светлых надежд, укрепляя, созидая, воспитывая народ, вера в Meccию сохранила в подзаконном еврейском мире все доброе. И ко дням Нового Завета дала цвет и плод в лице Захарии и Елисаветы, Иоакима и Анны, Преблагословенной Девы, Иоанна Предтечи, смиренных пастырей Вифлеема, Симеона и Анны, первых апостолов и других благочестивых лиц, последних праведников отходящего Завета Ветхого, которые в числе первых окружили и встретили верою, родившегося Богочеловека. Но до этого счастья дожили немногие. Все прочие отцы и праотцы древности представляются, как скорбные образы: „все они, - говорит апостол, - умерли в вере, не получив обетований (в исполнении), а только издали видели их и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле" (Евр. XI, 13). Из глубины времен из-под тягости горя возводили они слезящиеся очи к Meccии. И в этом находили силы жизни и подвига, радость надежды, основание светлого будущего. При мысли об этих праведниках Ветхого Завета, живших верою в Мессию грядущего, припоминаются нам слова Самого Мессии Спасителя нашего, пришедшего и воплощенного, сказанные ко всем Его последователям: „Ваши блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат. Ибо истинно говорю вам, что многие пророки, цари и праведники желали видеть то, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали" (Mф. XIII. 16-17; Лк. X, 24). Да, мы явились наследниками пламенных ожиданий древнего Израиля и всего древнего миpa ! И если вера в Грядущего обетованного Спасителя преисполняла силами и бодростью и делала радостными странников и пришельцев на земле, то какою светлою радостью должна исполнить вера нас, сынов Нового Завета ! Тысячекратно блаженны мы, православные христиане, чада Божии верою о Христе Иисусе (Гал. III, 26). Мы через веру стали наследниками неба (IV, 7). Мы через веру -члены того малого стада, которому нечего страшиться! (Лук. XII, 32.) В век, когда мысль человеческая как бы покусилась на самоубийство, потеряв надежду когда-либо узнать истину, в век, когда философия после господства целого ряда учений, взаимно друг друга уничтожавших. пришла к сознанию своего полного бессилия, - Иисус Христос заявил, что Он на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине (Ин. XVIII. 37). Он не только объявил, что возрождение человека возможно, но и указал, как осуществить его. Он создал нравственную силу, которую мало знал одряхлевший язычески мир, - силу, которая в состоянии волновать сердца людей до самой глубины и делать их способными на самые возвышенные подвиги. И эта сила есть Вера. «Иди, вера твоя спасла тебя!» Ею Христос, действительно, облагодетельствовал человечество. Ею Он, действительно, возвратил на путь благочестия падших людей, что число их невозможно перечесть и исчислить. Философия, в самых высших проявлениях своих, никогда не могла создать прочных убеждений. И, заставляя человека мучительно вращаться в области предположений, догадок и вероятностей, осуждала дух его на вечное томление, - там вера явилась, как возрождающая сила, и миллионам людей дала прочную и вековечную основу мысли и жизни: осветила прошлое, осмыслила настоящее, открыла будущее, дала покой и твердость душевного настроения среди тревог, страданий и превратностей жизни, объяснила смысл самого страдания, тайну жизни и тайну смерти... Посмотрите и теперь вокруг себя, бросьте взгляд на пройденный человечеством путь: скажите, создал ли кто хоть что-либо великое без веры, без любви к Богу? Без веры религиозной невозможна никакая другая вера во что-либо доброе. И никто без веры в будущее, в добро, в истину не только не мог создать какого-либо великого дела, но даже приступить к нему. Всякий деятель науки, общества и государства, всякий, принимающийся за самое малое дело без веры, заранее осужден в своей деятельности на смерть, на бесплодие, на полную неудачу и отчаяние. Но тем и велик человек в ряду тварей земных, тем и одарен он превыше всех, что он может путем веры восполнять свои знания и верою постигать образы иного, высшего бытия, вещи высшего, незримого и непостижимого миpa, путем веры он может бесконечно духовно возрастать и совершенствоваться. Без веры он никогда не поднялся бы из состояния животного. Но над всеми видами веры стоит вера религиозная, как их основа, первоисточник и оправдание. К вере, к бодрой, светлой и радостной вере призываются ныне все, ввиду родившегося Спасителя, обновившего мир верою, святых праотцев и отцев Ветхого Завета, и святых спасшихся верою. «Стойте в вере, мужайтесь, укрепляйтесь!» - говорит апостол Павел (Кор. XVI, 13.) Пусть угрюмое и подозрительное невериe и разъедающее сомнение не омрачает нашей жизни и деятельности, призванных к вечной жизни ! Где явилось оно, это роковое неверие без любви к Богу и людям, там веет холодом могилы: там жизнь даже при видимом блеске идет назад и, выдыхаясь, постепенно замирает, налагая печать мертвенности и на все окружающее. Там, лишенное веры, вырастает дряблое, бессильное поколение с гниющей сердцевиной, заживо осудившее себя на смерть духовную, а часто и на насильственно-телесную. Там даже те, которые искренно, бескорыстно и увлеченно хотят сеять вокруг себя жизнь, добро и радость, сеют смерть и отчаяние... Пусть в своих немногих мрачных представителях неверие вооружается на веру: тщетный труд, безумные надежды, напрасные старания! Слепой крот, копающийся в земле, конечно, будет уверять орла, что нельзя подняться и на вершок над землею: это не помешает орлу взлетать высоко-высоко и распустить там могучие крылья... Сколько бы ни уклонялись люди от благого ига Христова, сколько бы ни восставал против Него мир со своими мнениями, страстями, соблазнами, враждою: вера и любовь Христова царствуют, и будут царствовать в целом мире, будут учить мир, будут управлять миром. Они имеют в себе жизнь Божественную, неистощимую, которая ни в какое продолжение времени, ни в каком пространстве или месте, ни в какой борьбе с миром иссякнуть не может. Они имеют в себе Божественное начало и предопределение о судьбах миpa, которого никакие усилия человеческие изменить не могут... Не послужил ли мир вселенскому распространению веры и любви Божией, когда гнал верующих во Христа повсюду ? Не в самые ли бурные времена, когда мир в своих лжеучениях, кознях, открытиях, преследованиях истощал все усилия, чтобы поколебать веру и любовь Христову ? Но, в итоге, она достигла наибольшей силы и торжества в мире !". И ныне бесовские силы восстают против Бога. И ныне новоявленный Ирод ищет погубить младенца Христа. Уже сегодня сатана выдвигает свои законы, чтобы запретить праздник Рождества Христова. Вот на Кого он - сатана, покусился. На то, что было близко сердцу человека, за Кого люди проливали свою кровь, за Кого страдали, были мучимы и умерщвляемы, Кого славило детское сердце и прославляло Его всем существом от своей колыбели. Миллионы людей во всем мире славили и славят Рождество Христово. Но теперь кто-то задумал вырвать из христианского сердца, души и разума Этого «Отроча младо, Превечного Бога». Да, время суровое и тревожное, когда сатана как хищник, как зверь делает еще один свой дерзкий рывок в сторону людей, чтобы оторвать их от Бога, чтобы дети не называли своих родителей именем отца и матери. Эти слова - Бог, отец, мать - по мнению новых богоборцев должны быть выброшены из человеческого лексикона. Но пусть знают те, кто выдвигает такие богоборческие идеи, что их усилия тщетны. Бороться с Богом пагубно. Бога не одолеть! Лишить младенца самого дорогого слова «мама» - это тяжкое преступление. Эти попытки в истории уже были. Чем они закончились? Они закончились большим распространением и утверждением веры во Христа во всем мире. А имена мать, отец приобрели новое звучание в жизни народа. Ибо Сам Бог заповедовал: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет и долголетен будеши на земли». Без матери, без отца дети сироты. Состояние таких детей несчастно, горько, безрадостно. Дорогие братья и сестры ! Не теряйте веры в Бога, любите Его ! Любите своих родителей и своих детей. Мужайтесь, укрепляйтесь в вере во Христа. Помните слова Его: «Аз есмь с Вами и никтоже на вы !» «Разумейте языцы и покаряйтеся Творцу - Богу и Спасителю нашему, яко с нами Бог !» Всех вас приветствую и поздравляю с великим всемирным праздником Рождества Христова, Богоявлением и Новым 2011 годом благости Божией. Всем вам желаю мира, благополучия, здоровья, радости духовной! Всегда быть чадами Божиими и здесь на земле и в вечной жизни. Да сохранит же нас Господь от оскудения веры и любви ко Христу ! К вере призваны все: и знатные, и мудрые и сильные миpa, и простые, и кроткие, и смиренные. Все служат ей, окружая верою и любовью Богочеловека Христа. Они составляют из себя Церковь Его, устрояя на земле царство неба, среди людей - царство Бога. И царствию Его не будет конца ! АМИНЬ ! Смиренный,
Божиею милостию, МИТРОПОЛИТ ПСКОВСКИЙ И ВЕЛИКОЛУКСКИЙ Рождество Христово 2010 / 2011 гг. г. Псков
|