Православный календарь
В данном разделе обьявляются праздники и различные мероприятия,которые в ближайшее время пройдут в Крыпецком Монастыре |
Святыни Крыпецкого монастыря |
Собор Рождества Иоанна Предтечи |
Храм Святителя Николая |
История Крыпецкого монастыря |
Фотоальбомы Крыпецкого монастыря Фотоальбомы Крыпецкого монастыря |
Видеозаписи Крыпецкого Монастыря |
Песнопения Крыпецкого монастыря Песнопения Крыпецкого монастыря |
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ Подворье Крыпецкого монастыря в деревне Торошино . |
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ Подворье Крыпецкого монастыря в деревне Торошино
История храма Святителя Николая в Торошино восходит к 1911 году, когда псковская дворянка пожертвовала средства Крыпецкому монастырю для приобретения земельного участка под часовню в честь святителя Николая. Часовня была освящена в 1913 году. К этому времени более пятисот лет в Торошино действовала церковь пророка Ильи с тремя престолами (разрушенная во время Великой Отечественной войны). Возможно, про него народная память сохранила предание: во время строительства в Крыпецком монастыре храма Иоанна Богослова дорога на обитель к Ярославову мосту шла через Торошинский погост. На переправе у реки Торошинка лошади чудесным образом в одном и том же месте отказывались везти далее свою поклажу. И продолжали путь только тогда, когда возницы скидывали несколько камней. Вот из них и была построена церковь Илии Пророка. Возможно, её строили те же самые мастера, что и собор в Крыпецкой обители. Стоит вспомнить, что ежегодный Крестный ход с иконой преподобного Саввы Крыпецкого из монастыря в Псков и обратно проходил через церковь Илии Пророка Торошинского погоста, как одного из промежуточных мест для молебна на долгом пути. Сам погост Торошино впервые упомянут в летописях под 1453 годом в связи с сообщением о проводах архиепископа Новгорода и Пскова Евфимия. Несколько столетий Торошино оставался одним из небольших населённых пунктов псковской губернии, история большинства из которых так и канула в лету. Погосту Торошино повезло. С появлением в 1859 году на Интересно, что все школы располагались вблизи Крыпецкого монастыря, находящегося в 10 верстах от Торошино. Так церковная школа грамоты открыта в деревне Скоморохова Гора (от неё в середине XX-ого века возобновитель Крыпецкой обители отец Дамаскин начнёт прокладывать по болотам дорогу в монастырь). В деревнях Подгорье, Погорелка и Дубки (ныне малонаселённые) действовали четыре школы Санкт-Петербургского воспитательного дома. Земские школы находились в деревнях: Торошино — с Общероссийская жизнь нахлынула на отдалённое прежде селение во всём своём цивилизационном объёме. Так в августе 1903 года в районе станции Торошино проходили большие военные маневры, на которых присутствовали Император Николай II, Императрица Александра Фёдоровна, Великие князья Владимир Александрович и Борис Владимирович, Великие княгини Мария Павловна (супруга Владимира Александровича) и Ольга Александровна (сестра Императора), министры Императорского двора, министр путей сообщения, дворцовый комендант и другие лица. Нет сомнения, что Император и все сопровождавшие его лица посещали Торошинскую церковь. Что случилось бы, если бы передал Василий Графов своё письмо о пророчествах Крыпецкого монаха Корнилия прямо царю? Правда у истории не бывает сослагательных наклонений… При значительном росте народонаселения России в эти годы (Если в 1804 году в приходе числилось 2093 прихожанина, то к 1911 году в приходе состояло уже мужского пола 3055 и женского пола 3177 человек) старинная церковь пророка Илии в довольно богатом приходе (один из колоколов на колокольне весил 81 пуд Торошино начала XX века, теперь уже не просто быстро развивающееся поселение, а один из узловых связующих центров между Псковом и Санкт-Петербургом, отстоящее так недалёко от Крыпецкого монастыря и становится ещё одним местом строительства часовни, приписанной к обителей преподобного Саввы. В клировой ведомости Крыпецкого Иоанно-Богословского общежительного мужского монастыря Псковской епархии за 1920-1921 года указано, что часовен при монастыре – четыре. Одна из них «во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца – деревянная, бревенчатая, восьми франтонная, увенчанная главою и крестом, находится на станции Торошино Северо-Западной железной дороги, построена в 1913 году при игумене Иоанникие, на земле, пожертвованной дворянкой Анной Робертовной Стольгане в количестве 211 5/10 кв. сажен». Постройка разрешена и одобрена Псковским губернским правлением от 11 мая 1913 года №132. «У часовни на столбиках повешено три небольших колокола, на основании указа Псковской духовной консистории от 22-го марта 1914 года за №3890. 1 колокол весит 5 пудов В часовне службы совершались по праздничным дням и Всенощное бдение и молебны».
Кто бы мог подумать, что Торошино будет трагическим образом связано с посмертной судьбой Крыпецкого монаха Корнилия. Именно в 1913 году, спустя 10 лет после смерти отца Корнилия, крестьянин Василий Графов послал на имя обер-прокурора В.К. Саблера подробное жизнеописание блаженного Корнилия с просьбою исполнить последнюю волю покойного: предать его тело правильному погребению, дабы не обрушались на Россию бедствия, предсказанные им. Несколько лет спустя, когда сказанное в 1900 году, за 17 лет до свержения дома Романовых, о. Корнилием: «Не будет у нас Царя! Сменят его, как плохого хозяина», - уже исполнилось в одном из подотделов Собора архимандрит Спасо-Елеазаровой пустыни, что под Псковом, о. Симеон докладывал дело о. Корнилия. Многие члены Собора были склонны, скорее, усомниться в достоверности «пророчества-завещания» блаженного монаха. Передают такую подробность: архимандрит Симеон стучит кулаком по столу и говорит взволнованно: «Если вы, епископы, не поверите этому, то кто же тогда поверит?!» Говорили в Пскове, что тогда же о «пророчестве-завещании» блаженного монаха Корнилия уведомили одного из членов Царской фамилии. «Почему вы раньше не сообщили нам? Почему так поздно?» – с горечью спрашивала святая преподобномученица Елисавета. Её воспитанница посещала обитель 9 августа 1916 года. Она же, смиренная богомолица грешная Елизавета, 7 февраля 1918 года писала к Святейшему Патриарху Тихону о блаженном праведнике монахе Корнилии Крыпецком, призывая Святейшего исполнить волю старца о правильном его погребении: «Владыко, Владыко Святейший, не найдете ли Вы возможным просить Епископа Евсевия безотлагательно дать распоряжение Игумену Псковского монастыря переложить правильно останки отца Корнилия без всякого шума и торжества». Но в 1918 году Псков был занят немецкими войсками. Военное время отодвинуло решение вышних, глобальных задач на потом. В тот год чаще решались повседневные. На станции Торошино проживала масса беженцев и железнодорожников. Ими было подано ходатайство пред Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Вениамином Митрополитом Петроградским и Гдовским о разрешении служения в сей часовне литургии, на что последовал указ от 26 марта 1918 года за №1727, и с того времени началась совершаться во все праздничные дни Божественная литургия на переносном Антиминсе, «ввиду чего и живёт постоянно из монастыря иеромонах». В апреле 1918 года под церковь и кладбище было добавлено земли: «с южной стороны 3 сажени шириной, и 30 сажен длинной, с западной стороны 10 саженей длинной, а для кладбища та горка, которая была насмотрена». Успели в 1919 году на доброхотное пожертвование благоукрасителей Святых храмов поставить в церкви иконостас. Будущий иеросхимонах Самсон (Сиверс) вспоминал о своём приезде с монахами Гервасием и Протасием в Крыпцы тех лет: «Доехали до станции Торошино. «Вот мы и приехали, будем вылезать. Пойдем на станцию, там есть наше подворье, там стоит наша лошадь и бричка». Какая-то маленькая часовня деревенская и при ней какой-то домик, какой-то монах там был. Вот и подворье. А рядом – большой пустой дом, заполненный ранеными и вояками, была Гражданская война. Мы сели в бричку и поехали в монастырь,
Торошино весь период Гражданской войны оставался в центре исторических событий. То белые связисты, подключившись к телеграфному проводу в Торошино узнали, что 7-я армия красных готова начать массированное наступление. Командовал ею Евгений Александрович Искрицкий – кадровый военный, выпускник прославленного Павловского училища, бывший генерал-лейтенант императорской армии. Что позволило утром 25 ноября выдвинуть навстречу красноармейцам отряд в составе 1-го Псковского и Волынского полков, Отряда внешней обороны Пскова и отряда бывшего ротмистра, «батьки» С.Н. Булак-Балаховича. А в 1919 году будущего иеросхимонаха Самсона (Сиверса) тут расстреляют, перепутав с одним из членом царской семьи… Божье помощью он спасётся, и крыпецкие монахи увезут его обратно в Питер с Торошинского вокзала, переодев красноармейцем. А пока в Пскове были немцы, в районе Талабских островов – белые, станцию Торошино занимал красноармейский отряд Серебрякова. Крыпецкий монастырь, расположенный невдалеке от ст. Торошино, переживал тяжелые дни. Серебряковцы увезли, все запасы продуктов, увели скот. Прошли через аресты игумен и часть монашествующих. Вот в эти-то смутные дни и вспомнили иноки Крыпецкого монастыря о пророчестве своего блаженного собрата: «Переложат меня – все успокоится!» Игумен Нафанаил созвал братию на совет. На совете решили исполнить волю почившего блж. м. Корнилия. Но видимо не настало время, открыв могилу и обнаружив неправильное погребение, переложили гроб… да опять не правильно. По-осеннему быстро потемнело. Братия разошлись по кельям. В эту же ночь в монастырь нагрянули красногвардейцы из отряда Серебрякова. Начались допросы с угрозами расстрелять всех. Выясняли, «что закапывали в могилу». Узнав о подробностях происшедшего, отрядчики ускакали на ст. Торошино. Не случись этого, может, и изменилась бы судьба России, после повторного вскрытия монахами могилы Корнилия и правильного перезахоронения… Гражданская война каталась по псковщине красным огненным колесом, и всё же в 1921 году Торошинская часовня была переделана в храм и освящена в церковь Его Преосвященством Преосвященнейшим Геннадием епископом Псковским и Порховским. «Престол в сей церкви деревянный, на нём Антиминс, освященный в 1921 году, за подписью Преосвященного Геннадия, епископа Псковского и Порховского». Службы в нём проходили до 1944 года. В годы Великой Отечественной войны в период немецкой оккупации службы осуществлялись священниками Псковской православной миссии. Одним из них был священник Роман Герардович Берзиньш, известный организацией в 1941 году в лагере для русских военнопленных богослужения, в котором участвовало до 3000 человек. Роман Берзиньш – человек трагической судьбы, пережил Саласпилсский концлагерь, вернулся в СССР и сгинул в ГУЛАГе.
После войны в храме размещалась то, что было наиболее насущно для разрушенного края – хлебопекарня. В 1964 году здание бывшей церкви сгорело. Минули годы. В 1990 году Крыпецкий монастырь был возвращён Русской Православной Церкви. К празднику Святой Пасхи, 10 апреля 1990 года, иеромонах Дамаскин был возведён в сан игумена. Благодаря отцу Дамаскину совсем скоро духовное возрождение пришло и в Торошино. По благословению Митрополита Евсевия в 2000 году архимандрит Дамаскин организовал приход храма Святителя Николая. Как когда-то церковь перешла на хозяйственные нужды, так теперь под храм была приспособлена бывшая контора совхоза «Торошино». 21 мая 2001 года Митрополит Евсевий в сослужении архимандрита Дамаскина, иерея Василия Кондратюка, священника церкви Святителя Николая в присутствии главы администрации Псковского района Сукманова В.В. освятил домовой храм. Возведение каменного двухэтажного храма святителя Николая в деревне Торошино архимандрит Дамаскин начал в 2002 году, а завершил строительство, после трагической гибели архимандрита, наместник Крыпецкого монастыря иеромонах Савва (Комаров). Добраться паломникам до Торошино не сложно. Железнодорожное сообщение связывает его с Псковом и Санкт-Петербургом, а от поворота с прекрасного ленинградского шоссе – всего Братия Крыпецкой обители вместе с настоятелем прихода иереем Василием, благодетелями и прихожанами продолжают благоустройство церкви и прихрамовой территории монастырского подворья. Как и пять веков назад колокола храмовой звонницы благовестят над Торошино во славу Господа и преподобных его Саввы и Корнилия, Крыпецких чудотворцев. _____________________________ Расписание богослужений в храме: Воскресные и праздничные дни: 18.00. Всенощное бдение. 9.00 - Часы. Божественная литургия. В храме принимаются требы на: крещение, венчание, отпевание; освящение помещений, домов, автомобилей, соборование и причащение болящих, другие виды треб.
|