English French German Italian Portuguese Russian Spanish
Православный календарь


Add to Google Reader or Homepage

Подписка на рассылку

Введите ваш email адрес:

Схема проезда
Записки и пожертвования

Анонсы событий

 

 В данном разделе обьявляются праздники и различные мероприятия,которые в ближайшее время пройдут в Крыпецком Монастыре

 

Святыни

 

 391.jpgСвятыни Крыпецкого монастыря

 

Собор Рождества И.П.

 

Собор Рождества Иоанна Предтечи

 

Храм Святителя Николая

 

Храм Святителя Николая

 

 

История Крыпецкого монастыря

 
 

kryp0041.jpgИстория Крыпецкого Монастыря

 

 

Фотоальбомы Крыпецкого монастыря

 
 

L1870173.JPGФотоальбомы Крыпецкого Монастыря

 

 

Видео Крыпецкого монастыря

 
 

4301.jpgВидеозаписи Крыпецкого Монастыря

 

 

Песнопения Крыпецкого монастыря

 
 

o.damaskin.jpgПеснопения Крыпецкого Монастыря

 



ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ Подворье Крыпецкого монастыря в деревне Торошино .

_DSC4285.JPG

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ

Подворье Крыпецкого монастыря в деревне Торошино

 

История храма Святителя Николая в Торошино восходит к 1911 году, когда псковская дворянка пожертвовала средства Крыпецкому монастырю для приобретения земельного участка под часовню в честь святителя Николая. Часовня была освящена в 1913 году.

К этому времени более пятисот лет в Торошино действовала церковь пророка Ильи с тремя престолами (разрушенная во время Великой Отечественной войны). Возможно, про него народная память сохранила предание: во время строительства в Крыпецком монастыре храма Иоанна Богослова дорога на обитель к Ярославову мосту шла через Торошинский погост. На переправе у реки Торошинка лошади чудесным образом в одном и том же месте отказывались везти далее свою поклажу. И продолжали путь только тогда, когда возницы скидывали несколько камней. Вот из них и была построена церковь Илии Пророка. Возможно, её строили те же самые мастера, что и собор в Крыпецкой обители.

Стоит вспомнить, что ежегодный Крестный ход с иконой преподобного Саввы Крыпецкого из монастыря в Псков и обратно проходил через церковь Илии Пророка Торошинского погоста, как одного из промежуточных мест для молебна на долгом пути.

Сам погост Торошино впервые упомянут в летописях под 1453 годом в связи с сообщением о проводах архиепископа Новгорода и Пскова Евфимия.

Несколько столетий Торошино оставался одним из небольших населённых пунктов псковской губернии, история большинства из которых так и канула в лету.

Погосту Торошино повезло. С появлением в 1859 году на 253 километре Варшавской железной дороги станции возле селения, многое изменило в жизни округи. Без сомнения, и рост в те годы в окрестных сёлах количества церковноприходских и земских школ грамоты, события взаимосвязанные. Кстати, не такими и медленными были те первые поезда, состав от Пскова до Торошина следовал всего 25-30 минут.

Интересно, что все школы располагались вблизи Крыпецкого монастыря, находящегося в 10 верстах от Торошино. Так церковная школа грамоты открыта в деревне Скоморохова Гора (от неё в середине XX-ого века возобновитель Крыпецкой обители отец Дамаскин начнёт прокладывать по болотам дорогу в монастырь). В деревнях Подгорье, Погорелка и Дубки (ныне малонаселённые) действовали четыре школы Санкт-Петербургского воспитательного дома. Земские школы находились в деревнях: Торошино — с 1870 г., Верхние Галковичи — с 1882 г., Тупицы — с 1908 г., Ильинщина и Жезлово — с 1911 года.

Общероссийская жизнь нахлынула на отдалённое прежде селение во всём своём цивилизационном объёме. Так в августе 1903 года в районе станции Торошино проходили большие военные маневры, на которых присутствовали Император Николай II, Императрица Александра Фёдоровна, Великие князья Владимир Александрович и Борис Владимирович, Великие княгини Мария Павловна (супруга Владимира Александровича) и Ольга Александровна (сестра Императора), министры Императорского двора, министр путей сообщения, дворцовый комендант и другие лица. Нет сомнения, что Император и все сопровождавшие его лица посещали Торошинскую церковь. Что случилось бы, если бы передал Василий Графов своё письмо о пророчествах Крыпецкого монаха Корнилия прямо царю? Правда у истории не бывает сослагательных наклонений…

При значительном росте народонаселения России в эти годы (Если в 1804 году в приходе числилось 2093 прихожанина, то к 1911 году в приходе состояло уже мужского пола 3055 и женского пола 3177 человек) старинная церковь пророка Илии в довольно богатом приходе (один из колоколов на колокольне весил 81 пуд 23 фунта с надписью «В Торошинскую Ильинскую церковь на добровольное пожертвование») уже не могла вместить всех прихожан из окрестных деревень, особенно в праздничные и престольные дни Владимирской иконы Божьей матери, Пророка Илии, Святителя и Чудотворца Николая.

Торошино начала XX века, теперь уже не просто быстро развивающееся поселение, а один из узловых связующих центров между Псковом и Санкт-Петербургом, отстоящее так недалёко от Крыпецкого монастыря и становится ещё одним местом строительства часовни, приписанной к обителей преподобного Саввы.

В клировой ведомости Крыпецкого Иоанно-Богословского общежительного мужского монастыря Псковской епархии за 1920-1921 года указано, что часовен при монастыре – четыре.

Одна из них «во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца – деревянная, бревенчатая, восьми франтонная, увенчанная главою и крестом, находится на станции Торошино Северо-Западной железной дороги, построена в 1913 году при игумене Иоанникие, на земле, пожертвованной дворянкой Анной Робертовной Стольгане в количестве 211 5/10 кв. сажен».

Постройка разрешена и одобрена Псковским губернским правлением от 11 мая 1913 года №132.

«У часовни на столбиках повешено три небольших колокола, на основании указа Псковской духовной консистории от 22-го марта 1914 года за №3890. 1 колокол весит 5 пудов 14 фунтов. Стоимость его 114 р. Пожертвован крестьянином Жуковской волости деревни Подвязье Андреем Васильевым Гущей. 2 и 3 колокола весом по 5-ти фунтов.

В часовне службы совершались по праздничным дням и Всенощное бдение и молебны».

 

Кто бы мог подумать, что Торошино будет трагическим образом связано с посмертной судьбой Крыпецкого монаха Корнилия. Именно в 1913 году, спустя 10 лет после смерти отца Корнилия, крестьянин Василий Графов послал на имя обер-прокурора В.К. Саблера подробное жизнеописание блаженного Корнилия с просьбою исполнить последнюю волю покойного: предать его тело правильному погребению, дабы не обрушались на Россию бедствия, предсказанные им.

Несколько лет спустя, когда сказанное в 1900 году, за 17 лет до свержения дома Романовых, о. Корнилием: «Не будет у нас Царя! Сменят его, как плохого хозяина», - уже исполнилось в одном из подотделов Собора архимандрит Спасо-Елеазаровой пустыни, что под Псковом, о. Симеон докладывал дело о. Корнилия. Многие члены Собора были склонны, скорее, усомниться в достоверности «пророчества-завещания» блаженного монаха.

Передают такую подробность: архимандрит Симеон стучит кулаком по столу и говорит взволнованно: «Если вы, епископы, не поверите этому, то кто же тогда поверит?!»

Говорили в Пскове, что тогда же о «пророчестве-завещании» блаженного монаха Корнилия уведомили одного из членов Царской фамилии. «Почему вы раньше не сообщили нам? Почему так поздно?» – с горечью спрашивала святая преподобномученица Елисавета. Её воспитанница посещала обитель 9 августа 1916 года. Она же, смиренная богомолица грешная Елизавета, 7 февраля 1918 года писала к Святейшему Патриарху Тихону о блаженном праведнике монахе Корнилии Крыпецком, призывая Святейшего исполнить волю старца о правильном его погребении: «Владыко, Владыко Святейший, не найдете ли Вы возможным просить Епископа Евсевия безотлагательно дать распоряжение Игумену Псковского монастыря переложить правильно останки отца Корнилия без всякого шума и торжества».

Но в 1918 году Псков был занят немецкими войсками.

Военное время отодвинуло решение вышних, глобальных задач на потом.

В тот год чаще решались повседневные. На станции Торошино проживала масса беженцев и железнодорожников. Ими было подано ходатайство пред Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Вениамином Митрополитом Петроградским и Гдовским о разрешении служения в сей часовне литургии, на что последовал указ от 26 марта 1918 года за №1727, и с того времени началась совершаться во все праздничные дни Божественная литургия на переносном Антиминсе, «ввиду чего и живёт постоянно из монастыря иеромонах».

В апреле 1918 года под церковь и кладбище было добавлено земли: «с южной стороны 3 сажени шириной, и 30 сажен длинной, с западной стороны 10 саженей длинной, а для кладбища та горка, которая была насмотрена».

Успели в 1919 году на доброхотное пожертвование благоукрасителей Святых храмов поставить в церкви иконостас.

Будущий иеросхимонах Самсон (Сиверс) вспоминал о своём приезде с монахами Гервасием и Протасием в Крыпцы тех лет: «Доехали до станции Торошино. «Вот мы и приехали, будем вылезать. Пойдем на станцию, там есть наше подворье, там стоит наша лошадь и бричка». Какая-то маленькая часовня деревенская и при ней какой-то домик, какой-то монах там был. Вот и подворье. А рядом – большой пустой дом, заполненный ранеными и вояками, была Гражданская война. Мы сели в бричку и поехали в монастырь, 26 км лесом по проселочной дороге».

 

Торошино весь период Гражданской войны оставался в центре исторических событий. То белые связисты, подключившись к телеграфному проводу в Торошино узнали, что 7-я армия красных готова начать массированное наступление. Командовал ею Евгений Александрович Искрицкий – кадровый военный, выпускник прославленного Павловского училища, бывший генерал-лейтенант императорской армии. Что позволило утром 25 ноября выдвинуть навстречу красноармейцам отряд в составе 1-го Псковского и Волынского полков, Отряда внешней обороны Пскова и отряда бывшего ротмистра, «батьки» С.Н. Булак-Балаховича.

А в 1919 году будущего иеросхимонаха Самсона (Сиверса) тут расстреляют, перепутав с одним из членом царской семьи… Божье помощью он спасётся, и крыпецкие монахи увезут его обратно в Питер с Торошинского вокзала, переодев красноармейцем.

А пока в Пскове были немцы, в районе Талабских островов – белые, станцию Торошино занимал красноармейский отряд Серебрякова. Крыпецкий монастырь, расположенный невдалеке от ст. Торошино, переживал тяжелые дни. Серебряковцы увезли, все запасы продуктов, увели скот. Прошли через аресты игумен и часть монашествующих.

Вот в эти-то смутные дни и вспомнили иноки Крыпецкого монастыря о пророчестве своего блаженного собрата: «Переложат меня – все успокоится!»

Игумен Нафанаил созвал братию на совет. На совете решили исполнить волю почившего блж. м. Корнилия. Но видимо не настало время, открыв могилу и обнаружив неправильное погребение, переложили гроб… да опять не правильно. По-осеннему быстро потемнело. Братия разошлись по кельям. В эту же ночь в монастырь нагрянули красногвардейцы из отряда Серебрякова. Начались допросы с угрозами расстрелять всех. Выясняли, «что закапывали в могилу». Узнав о подробностях происшедшего, отрядчики ускакали на ст. Торошино. Не случись этого, может, и изменилась бы судьба России, после повторного вскрытия монахами могилы Корнилия и правильного перезахоронения…

Гражданская война каталась по псковщине красным огненным колесом, и всё же в 1921 году Торошинская часовня была переделана в храм и освящена в церковь Его Преосвященством Преосвященнейшим Геннадием епископом Псковским и Порховским.

«Престол в сей церкви деревянный, на нём Антиминс, освященный в 1921 году, за подписью Преосвященного Геннадия, епископа Псковского и Порховского».

Службы в нём проходили до 1944 года. В годы Великой Отечественной войны в период немецкой оккупации службы осуществлялись священниками Псковской православной миссии. Одним из них был священник Роман Герардович Берзиньш, известный организацией в 1941 году в лагере для русских военнопленных богослужения, в котором участвовало до 3000 человек.

Роман Берзиньш – человек трагической судьбы, пережил Саласпилсский концлагерь, вернулся в СССР и сгинул в ГУЛАГе.

 

После войны в храме размещалась то, что было наиболее насущно для разрушенного края – хлебопекарня.

В 1964 году здание бывшей церкви сгорело.

Минули годы. В 1990 году Крыпецкий монастырь был возвращён Русской Православной Церкви. К празднику Святой Пасхи, 10 апреля 1990 года, иеромонах Дамаскин был возведён в сан игумена. Благодаря отцу Дамаскину совсем скоро духовное возрождение пришло и в Торошино.

По благословению Митрополита Евсевия в 2000 году архимандрит Дамаскин организовал приход храма Святителя Николая. Как когда-то церковь перешла на хозяйственные нужды, так теперь под храм была приспособлена бывшая контора совхоза «Торошино».

21 мая 2001 года Митрополит Евсевий в сослужении архимандрита Дамаскина, иерея Василия Кондратюка, священника церкви Святителя Николая в присутствии главы администрации Псковского района Сукманова В.В. освятил домовой храм.

Возведение каменного двухэтажного храма святителя Николая в деревне Торошино архимандрит Дамаскин начал в 2002 году, а завершил строительство, после трагической гибели архимандрита, наместник Крыпецкого монастыря иеромонах Савва (Комаров).

Добраться паломникам до Торошино не сложно. Железнодорожное сообщение связывает его с Псковом и Санкт-Петербургом, а от поворота с прекрасного ленинградского шоссе – всего 4 километра. Свободная псевдоклассическая архитектура церкви с массивной лестницей, ведущей внутрь, подготовит паломника к встрече с величественным ансамблем Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря.

Братия Крыпецкой обители вместе с настоятелем прихода иереем Василием, благодетелями и прихожанами продолжают благоустройство церкви и прихрамовой территории монастырского подворья.

Как и пять веков назад колокола храмовой звонницы благовестят над Торошино во славу Господа и преподобных его Саввы и Корнилия, Крыпецких чудотворцев.

_____________________________

Расписание богослужений в храме:

Воскресные и праздничные дни:

18.00. Всенощное бдение.

9.00 - Часы. Божественная литургия.

 

В храме принимаются требы на: крещение, венчание, отпевание; освящение помещений, домов, автомобилей, соборование и причащение болящих, другие виды треб.

 

 

 

 

 
Расскажите о статье знакомым