Мы в соцсетях

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Православный календарь



Подписка на рассылку

Введите ваш email адрес:

Записки и пожертвования
Подать на Великий пост
Схема проезда
Записки и пожертвования
Схема проезда

Анонсы событий

В данном разделе обьявляются праздники и различные мероприятия,которые в ближайшее время пройдут в Крыпецком Монастыре

Святыни

Святыни Крыпецкого монастыря

Собор Рождества И.П.

Собор Рождества Иоанна Предтечи

Храм Святителя Николая

Храм Святителя Николая

История Крыпецкого монастыря

История Крыпецкого монастыря

Фотоальбомы Крыпецкого монастыря

Фотоальбомы Крыпецкого монастыря

Видео Крыпецкого монастыря

Видеозаписи Крыпецкого Монастыря

Песнопения Крыпецкого монастыря

Песнопения Крыпецкого монастыря



Собор Рождества Иоанна Предтечи ,подворья Иоанно- Богословского Крыпецкого монастыря XII—XXI вв.

0_31442_82d85c7c_xl.jpgПсков славится памятниками древнерусской архи-

тектуры.

В живописном уголке Завеличья, напротив

впадения реки Псковы в Великую, расположен Собор

Рождества Иоанна Предтечи – уникальный памятник

русской архитектуры домонгольского периода. Возводи-

ли его в начале 1140-х годов новгородские мастера.

В XIII веке вокруг собора формируется Иоанно-

Предтеченский

девичий монастырь. Впервые, как уже

существующий, он упоминается в летописи под 1243 го-

дом в связи с погребением преподобной княгини Ев-

фросинии.

Княгиня – дочь полоцкого князя Рогволода Борисо-

вича – святому благоверному князю Довмонту-Тимо-

фею, повесть о котором открывает все псковские лето-

писи, приходилась тёткой. Рано овдовев, Евфросиния

становится женой Ярослава – вдового сына псковского

князя. Отец его, Владимир Мстиславович, не раз защи-

щал родной город от крестоносцев. Ярослав же, перемет-

нулся на сторону ливонских рыцарей. В 1231 году пско-

вичи захватили Ярослава во время нападения литовцев

на Изборск и заточили в Северный Переяславль. Он же,

бежав в Ливонию, принял католичество и женился на

немке, получив во владение город Медвежья Голова –

Оденп (в современной Эстонии – Отепя).

Уныние было не в характере Евфросинии, воспитан-

ной на примере принявших иночество сродниц – по-

лоцких княжон: Градиславы, Звениславы, Ольги и Ки-

рианны. По благочестивому обычаю тех лет княгиня

уневестила себя Христу, приняв монашеский постриг в

Иоанно-Предтеченском женском монастыре Пскова с

именем Евпраксия.

Вскоре благоверная княгиня Евпраксия становится

настоятельницей монастыря в сане игуменьи. Во время

оккупации города крестоносцами в 1240 году (в их рядах

был и её бывший муж) её стараниями удалось сохранить

ценности монастыря и библиотеку.

После победы в 1242 году

Александра Невского над

немецкими рыцарями, князь Ярослав вызвал бывшую

супругу, игуменью Евпраксию, в город Оденп, возмож-

но, для передачи части принадлежащего ему имущества.

Игуменья приехала с келейницей, монахиней Снанду-

лией. В Оденпе обе

приняли мучени-

ческую смерть от

руки сына немецкой

жены Ярослава.

 

Погребение княгини состоялось в родном мона-

стыре, в соборе Иоанна Предтечи. Память препо-

добной княгини Евпраксии празднуется 16 октя-

бря (29 октября по новому стилю). В память о любимой

игуменье при гробнице преподобной поставили принад-

лежавший ей настоятельский чёрный посох.

В Псковской летописи записано о чуде при её гробе:

«В 18-й день мая 1243 года явилось знамение от иконы Спа-

сителя, стоящей над гробом княгини... 12 дней истекало

миро от иконы и наполнило 4 вощаницы (чаши)... Две во-

шаницы привезены были на благословение в Новгород, а две

оставлены в Пскове. Слава Тебе, Господи, давшему нам,

грешным и недостойным рабам, такое благословение!»

С древности почиталась за святую подвижницу и ке-

лейница княгини, погребенная рядом со своей игуме-

ньей.

Монастырь, несмотря на частые нападения врагов и

пожары, был процветающим и богатым. О его привиле-

гированном положении свидетельствуют щедрые вкла-

ды князей и бояр, и то, что именно сюда постригались

в инокини представительницы княжеских псковских се-

мей.

В 1299 году в Иоанно-Предтеченской обители приня-

ла пострижение в схиму с именем Марфа благоверная

княгиня Мария, супруга святого князя Довмонта-Ти-

мофея, дочь великого князя Димитрия Александрови-

ча, внучка святого благоверного князя Александра Не-

вского. Она мирно отошла ко Господу

8 ноября 1300 года. В этот же день

празднуется её память (21 ноября

н.ст.). Гробница преподобной Мар-

фы находится у южной стены со-

бора, вблизи юго-западного

угла.

Из старинных монастыр-

ских синодиков известно,

что в обители погребены

псковские княгини-иноки-

ни: Васса, Голиндуха, Иулия

и княгини: Анна, Иулиания,

Мария, Александра, Евфроси-

ния, София, Елена. В 1487 году на

монастырском кладбище обрели

вечный покой супруга и млад-

ший сын князя Ярослава Стриги-

Оболенского,

умершие от мора.ФГУП «Новгород АГП» Роскартографии, 2007

 (1730–1740 гг.), пожертвовали

два шитых золотом покрова

на раки преподобных кня-

гинь Евпраксии и Марфы и

50 рублей на устройство но-

вого соборного иконостаса.

Политика Петра I в по-

следние годы царствования

привела монастырь к обни-

щанию: в 1743 году в обители

остаётся всего пять сестёр.

Во второй половине

XVIII века наступили более

тяжёлые времена. Иоанно-

Предтеченский монастырь,

избежав закрытия, становит-

ся «второклассным».

Но Божьей помощью, пре-

одолевая трудности, обитель продолжает жить и развивать-

ся. В обитель, в которой к 1764 году числится лишь игуменья

и две инокини, из некоторых упраздненных женских мона-

стырей переводятся сестры и приписывают Ильинскую и

Стефановскую церкви в Завеличье. В 1763 году с севера к

собору пристроен тёплый храм в честь св. апостола Андрея

Первозванного.

Век девятнадцатый вернул обители прежнее величие: ве-

дётся новое строительство, увеличивается число насельниц.

В 1805 году, при игуменье Евфросинии, деревянную

ограду вокруг двух гектаров монастырской территории за-

менили каменной с башенками.

При игуменье Магдалине построены двухэтажные ка-

менные кельи (1823 г.), в них же тёплая церковь во имя Пре-

святой Троицы.

Растёт количество насельниц. Этому способствует и воз-

росшее число прихожан, и щедрые вклады известных благо-

творителей: Императрицы Марии Александровны, графини

Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, Великих князей

Константина Константиновича, Дмитрия Константинови-

ча, Сергея Александровича и Павла Александровича.

Хотя монастырь часто сам нуждался в финансах, игуме-

ньи с сестрами всегда жертвовали на благотворительность.

В монастырских документах за 1854–1855 годы можно про-

честь: «проявили особое усердие Отечеству дароприноше-

ниями» на военные издержки.

Продолжается строительство. В 1882 году над главным

въездом в обитель возведена каменная надвратная коло-

кольня с часами, увенчанная шпилем с золочёным крестом.

На неё перевешены 10 колоколов со звонницы, самые древ-

С самого основания Иоанно-Предтеченский жен-

ский монастырь получал множество льгот от

псковских князей. А в 1510 году и великим мо-

сковским князем Василием III монастырю была дана

Несудимая грамота; позже она подтверждалась царями

Иоанном Грозным (в 1536 году),

Федором Иоаннови-

чем (в 1585 году).

За века своего существования обитель неоднократ-

но достраивалась и поновлялась. Собор Рождества

Иоанна Предтечи в XVI веке

украсили (дошедшие до

наших дней) – звонница, а в XVII веке – притвор.

Находясь за городскими укреплениями, монастырь

страдал от нападений и разорений. Особенно тяжело

отразилась на его состоянии осада Пскова шведским

королём Густавом Адольфом в 1615 году. Но с этого

периода начинается и новая эпоха в истории обители.

По указу царя Михаила Федоровича монастырь воз-

обновляется. От имени царя и патриарха Филарета

28 марта 1623 года монастырю пожалована Грамота,

подтверждающая права на все монастырские земли

и даровавшая новые привилегии. Грамота подтверж-

далась в 1674 году царем Алексеем Михайловичем и в

1685 году царями-соправителями: Иоанном и Петром

Алексеевичами. Поэтому в XVII веке монастырю при-

надлежали обширнейшие земли, 13 деревень в разных

«губах» и 33 пустоши.

Во время царствования Петра I заботилась о мона-

стыре царица Параскева Феодоровна, вдовствующая

супруга царя Иоанна Алексеевича. В 1716 году она с

дочерью Анной Иоанновной, будущей императрицей

ние из них датировались 1542

и 1590 годами, а самый боль-

шой весил 2400 кг.

В 1895 году основана бо-

гадельня для женщин. В

1896 году на средства мона-

стыря открывается школа для

тридцати мальчиков и двад-

цати девочек.

К началу XX века мона-

стырь украшали: соборный

храм во имя Рождества Иоанна

Предтечи (летний), храм

Андрея Первозванного (зим-

ний), несколько каменных

корпусов, колокольня, ка-

менная ограда вокруг мона-

стыря, ухоженное кладбище

и обширный фруктовый сад.

В 1913 году в монастыре находилось 118 насельниц:

игуменья, 33 монахини, 44 рясофорные послушницы и

40 послушниц. Обитель славилась благозвучным хором и

мастерскими, особенно: иконописной, золотошвейной

и белошвейной.

В годы игуменства матушки Ювеналии (1894–1913)

обитель трижды посетила святая преподобномученица

Великая княгиня Елизавета Феодоровна (1910–1912), при-

езжавшая на Псковщину к своему духовному отцу, препо-

добному Гавриилу Спасо-Елеазаровскому (духовнику на-

сельниц Иоанновского монастыря).

После революции на Церковь начались гонения. Беда

не миновала и Иоанновскую обитель, управлявшуюся

с 1913 по 1925 год игуменьей Ермионией.

В 1918 году монастырь лишился всех средств к суще-

ствованию. Весь 1920 год власти стремились закрыть мо-

настырь под различными «благовидными» предлогами.

К осени молитвенное служение продолжалось лишь в

Иоанно-Предтеченском соборе. Но летом 1925 года Губи-

сполком поддержал «просьбу» рабочих завода «Пролета-

рий» срыть кладбище и сделать клубом всё здание собора.

Колокола древнего литья отправлены на переплавку.

Великая Отечественная война не обошла обитель. Во вре-

мя освобождения Пскова от немецко-фашистских захватчи-

ков был разрушен тёплый храм св. Андрея Первозванного,

пострадал и собор. А в 1950-х годах, в связи с расширением

улицы Горького, снесли ограду и каменную надвратную ко-

локольню, позже заасфальтировали кладбище.

Так печально

могла оборваться

история Иоан-

но-Предтечен-

ского женского

монастыря. Но

не попустил Го-

сподь сокрушить

главную и самую

древнюю её свя-

тыню.

От большого

и некогда про-

цветавшего деви-

чьего монастыря

остаётся собор

Рождества Иоан-

на Предтечи.

Даже находящуюся в заброшенном состоянии свя-

тыню не забывал упомянуть ни один из авторов книг

о Псковском крае.

Первые работы, направленные спасение собора,

проводились в 1948–1950-х годах П.Н. Максимовым.

Реставрация в значительной степени вернула собору

первоначальный облик.

Реставрацию собора продолжил архитектор

С.П. Михайлов в 1970–1980-х годах. В нише, служив-

шей для молитвы инокинь-княгинь, в 1978 году был

обнаружен тайник – около 70 предметов искусства

Руси и Византии ХIV–ХV веков.

Изначально храм не расписывался. Фрагменты вы-

полненного в Византийской традиции «струйчатого ор-

намента» и аналогичный ранним смоленским фрескам

«книжного стиля» сохранились до нашего времени на

откосах окон и столбе. Е разрушены бывшие игумен-

ский корпус и просфорня. В собрании Псковского му-

зея-заповедника находятся: серебряный потир, часть

икон, серебряная цата, наперсные резные кресты. Часть

монастырских ценностей и святынь сохранилась в Тре-

тьяковской галерее и других музеях России.

В 1991 году Иоанно-Предтеченский собор переда-

ли Русской Православной Церкви. Настоятелем был

назначен иерей Владимир Андреев. В престольный

праздник 7 июля 1991 года прошла первая Божествен-

ная Литургия.

В 1993–2006 годах настоятелем был иерей Андрей

Давыдов. Он, организовав в приходе иконописную

школу, по проекту С.П. Михайлова устанавливает ико-

ностас, расписывает стены.

В феврале 2007 года приход преобразован в подво-

рье Иоанно-Боголовского Крыпецкого монастыря.

Высокопреосвященнейший архиепископ (ныне –

митрополит) Псковский и Великолукский Евсевий

(Савиным) назначает настоятелем прихода Рожде-

ства Иоанна Предтечи архимандрита Дамаскина

(Сахнюка). Труды его были прерваны трагической

гибелью 29 ноября 2007 года.

Возглавляющий подворье в настоящее время игумен

Савва (Комаров) с братией продолжает молитвенное

делание и труд по благоукрашению храма: на звонни-

це установлены колокола, идёт возведение кованой

ограды, интерьер собора украсился решёткой на солее,

многими иконами.

Информация для паломников

Божественные Литургии в Соборе Рождества

Иоанна

Предтечи служатся по субботам, воскресеньям

и в праздничные дни, начало вечерних

служб – в 18.00, утренних – в 9.00. В будние дни совершается

утреннее и вечернее правило, утром – в

7.00, вечером – в 20.00. По вторникам служится молебен

с акафистом Иоанну Предтече в 9.00. В храме

также совершаются молебны, панихиды, крещения,

венчания, отпевания и другие виды треб.

На подворье можно получить информацию о паломнических

поездках к источнику Саввы Крыпецкого

и святыням обители.

Братия Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого

монастыря принимает живое участие в судьбе уникального

памятника древнерусской архитектуры

XII века – собора Рождества Иоанна Предтечи – и надеется,

что, по милости Божией, он будет полностью

восстановлен, а молитва в нём более не прервётся.

Пути Господни неисповедимы, а милость Его не

знает предела.

Чается молящимся возрождение монашеской

жизни Крыпецкого Псковского подворья (бывшего

Иоанно-Предтеченского монастыря), которому совсем

скоро исполнилось бы 900 лет.

Редактор и составитель Борис Лукин

 

 

 
Расскажите о статье знакомым