Древний собор Иоанна Предтечи, бывший главным храмом закрытого Иоанно-Предтеченского женского монастыря, на протяжении многих столетий накопил множество святынь. Часть этих святынь осела в различных российских музеях.
Пришло время возвращаться некоторым святыням. По благословению Высокопреосвященнейшего Владыки Евсевия, Митрополита Псковского и Порховского, после реставрации в городе Санкт-Петербурге Свято-Троицким кафедральным собором города Пскова в Собор Рождества Иоанна Предтечи вернулась икона XVII века "Спас с предстоящими". В передаче иконы принимали участие настоятель кафедрального Свято-Троицкого собора города Пскова протоиерей Иоанн Муханов, наместник Крыпецкого монастыря игумен
Савва, клирик Собора Рождества Иоанна Предтечи иерей Владимир Крук, братия Крыпецкого монастыря и многочисленные прихожане.
После внесения иконы в храм и ее установки в центре отец Савва отслужил благодарственный молебен. Далее присутвующие приложились к образу и сфотографировались на память.
В книге псковского писателя А. Панова "Описание псковского Иоанно-Предтеченского женского монастыря.", изданного в городе Санкт-Петербурге в 1874 году. есть описание данной иконы: "Но из всех икон лучшим украшением этой Церкви служит, как по своей святыне, так и по глубокой древности и богатой отделке, чудотворная икона Спасителя. Она висит на северной стене, над гробницей Благоверной Княгини, схимонахини Евпраксии, в деревянном вызолоченном кивоте, за стеклом. Спаситель изображен сидящим на престоле, который окружают Божия Матерь, Иоанн Креститель, архангелы Михаил и Гавриил, пророк Илья, апостолы Петр и Павел, преподобные Евпраксия и Марфа, в молитвенном положении, Анисья, Нифонт и мученица Иулиания. Образ писан на доске, в виде полукружия и имеет в объеме 8 арш. На нем риза серебряная 84 пробы, отличной чеканной работы, а на Господе позлащенная, с филиграновыми кружевами; в деснице Его Евангелие черневое. На Спасителе, Богоматери и на всех прочих святых венцы серебряные, резные, чеканные, позолоченные через огонь. На Ней и Предтече Иоанне гривны такие же; весу во всем серебре 35 фун. 49 зол. На Царице Небесной убрус из мелкого жемчуга, в количестве 1,432 штук и из 38 простых камней, разной величины и цвета. В древнем Новгородском летописце, по Московскому изданию, 1781 года, под 6751 (1243) годом, сказано: «18 мая, на память святого мученика Александра, явилось знамение в Пскове у св. Иоанна в монастыре от иконы святого Спаса, над гробом жены Князя Ярослава Владимировича, которая была убита своим пасынком в Медвежьей Голове: икона мироточила 12 дней, наполнив 4 вощаницы, их привезли две в Новгород на благословение, себе в Пскове оставили две». Тоже сказание значится и на древнем камне, вделанном в стену придельной Церкви св. Иоанна Пред- течи. Кстати, упомянем здесь и о другом чуде, бывшем не очень давно при этой иконе и рассказанном нам сестрами обители. Крестьянин деревни Шабановой, монастырский прихожанин (име- ни и отчества его не помнят они) сильно заболел и долгое время находился в бесчувственном положении, но потом, ночью, вдруг скрылся из дома. Спустя неделю после этого, родственники нашли его в лесу. Больной, в каком-то бессознательном и, вместе с тем, ужасном положении, бегал там взад и вперед, и не узнавал никого из них. Связав страждущего, но сильного, они привезли его прямо в обитель. Когда начали служить молебен Спасителю, перед этой иконой Его, прославившейся чудом, больной крепко заснул. От- правив затем панихиду при гробнице почивающей здесь же бла- говерной княгини Евпраксии, родственники разбудили его, чтобы отвести домой. Каково же было их удивление и радость, а вместе с тем и благодарность Всемилостивому Спасу, когда крестьянин, проснувшись ичувствуя себя совершенно здоровым, сказал окружавшим его: «ах, как я сладко заснул! Почему до сих пор вы не разбудили меня? МНЕ давно пора бы работать». И, возблагодарив Господа за исцеление, пошел домой сам56.Но вот и еще чудное происшествие, объявленное нам теми же старицами. Однажды, летней порой, в самую полночь, служитель этого монастыря, обходя, по обычаю, вокруг, увидел необыкно- венный свет в Иоанно-Предтеченской церкви. Думая, что горит внутри храм, он устремился прямо к келье церковницы, предполагая, что она более всех виновна в этой беде и что ключи у нее. Цер- ковница, увидев из своей кельи тот же свет в храме, ужаснулась и, поспешно перебегая из одной кельи в другую, объявляла своим сестрам о страшном пожаре и призывала их на помощь. Они, вместе с игуменьей Евангелиной, увидев как бы пламя необыкновенное в храме, сильно встревожились и, с ропотом и крайним неудоволь- ствием на церковницу, вовсе невинную ни в чем, бросились из кельи спасать храм. Но когда вошли в церковь, то все вновь ужаснулись и удивились, увидев перед собой неожиданное, чудное явление. Взоры их поразил столь яркий свет от чудотворной иконы Спасителя, что невозможно было смотреть на него, как на свет солнца. И когда, вскоре за этим, этот свет начал постепенно уменьшаться и рассеиваться, то они усмотрели необыкновенное сияние, в виде солнечных лучей, от висящей перед образом лампады, которая, по отзыву церковницы, осталась после вечернего богослужения непогашенной, но, по обычаю, едва только теплившейся. Долго сестры не могли и не хотели отвлечь удивленных своих взоров от этого, как они говорили, непостижимого сияния, доставившего им невы- разимое внутреннее удовольствие и наслаждение; но, к сожалению их, настоятельница, наконец, когда уже значительно уменьшился свет, загасила лампаду."
В другой книге Дмитриев И.Д. Псковский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. (Историко-археологический очерк). Псков. 1913. приведено следующее описание: "Над гробницей преподобной находится чтимая древняя святы- ня монастыря: икона Христа Спасителя. Этот образ ознаменовал- ся чудом вскоре после мученической кончины преподобной и через 10 дней после ее погребения здесь. Вот как передает об этом чуде древнерусская летопись: «Того же месяца, в 18 день на память святого мученика Александра явилось знамение в Пскове у св. Иoaнна в монастыре от иконы свято- го Спаса над гробом Княгини Ярослава Владимировича, которая убита своим пасынком в Медвежьей голове: – иде миро от иконы по 12 дней, нашли 4 вощаницы как стекляницы и привезли в Новгород две на благословение, а в Пскове оставили две себе». Спаситель изображен Сидящим на Престоле, по двум сторо- нам Его изображены: Богоматерь, св. Иоанн Предтеча, арханге- лы Михаил и Гавриил, Пророк Илья, апостолы Петр и Павел, преподобные Евпраксия и Марфа, мученица Анисия, св. Нифонт и мученица Иульяния. Икона имеет вид полукруга и украшена ризой в 1865 г. на пожертвования разных благотворителей, особенно П.В. Домбровской, киот же пожертвован благотворительницей Сорокиной. Под иконой находится следующая надпись: «1723 год ноября в 5 день починен сей святой Спасителев образ при игуменье Евстолии Ладыгиной». Внизу вблизи иконы находится древняя каменная плита, на которой славянской вязью вырезана следующая надпись, излага- ющая историю чуда истечения мира: «Месяца мая в 18 день воспоминание знамения являвшегося от иконы Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа в обители св. Иоанна Предтечи на Завеличье, близ града Пскова женский монастырь за Великой рекой, в том монастыре церковь Рождества Иоанна Предтечи, в той же церкви икона Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа стоит над гробом Благоверной Княгини и 6755 лета месяца мая в 18 день от той же иконы было знамение страшное и ужасное показалось текущее миpo 12 дней и натекло того мира 4 вощаницы, и привезли две вощаницы с миром в Великий Новгород на благословение, а в Пскове оставили себе две вощаницы того же мира. Господи слава Тебе за то, что дал нам недостойным рабам твоим такое благосло- вение и на Тебя уповаем Господи Вседержитель, как презираешь на нас убогих человеколюбче». В половине девятнадцатого столетия произошло поразитель- ное чудо, совершившееся перед иконой Христа Спасителя. Крестьянина деревни Шабановой, находящейся вблизи Пскова получил исцеление от тяжкой душевной болезни, после совершенного перед Чудотворным образом молебна и панихиды по благоверной княгине Евпраксии."
|